Помняшет… первых времен усобицы. «Слово о полку Игореве». Летом
1871 года семилетний Леля Шахматов решил занять престол персидский.
Дядя сказал, что их предки вышли из Персии. «Хочу побывать там, объясню,
кто я такой. Может быть, шах персидский и добровольно поделится со мною
престолом?» Сестра Женя, чуть постарше, узнав про замысел, заливается слезами. — Да как же ты пойдешь? — Пустяки. Дядя говорил, что Персия — это Восток. Вот и пойду прямо, прямо на восток, с компасом в руке. А там и Персия. — Тебя по дороге тигры съедят! Да на что тебе персидский престол? — Не плачь, Женя, я тебе из Тегерана подарки и фрукты пришлю. К вечеру припасена краюха хлеба и смена белья. После длительного раздумья, Леля берет лист бумаги и пишет: ЗАВЕЩАНИЕ Все принадлежащее мне имущество завещаю дяде. Алексей Шахматов. Однако
на другой день произошло событие совершенно непредвиденное: Леля
Шахматов проспал. Поскольку же борьбу за персидский престол все
настоящие люди начинают не дожидаясь завтрака, то все предприятие
откладывается. К тому же у мальчика появляются сомнения: стоит ли
приниматься за такое серьезное дело, не докончив прежде начатого? Незаконченное
дело — это толстая рыжая тетрадь, где на первом листе выведено:
«Деревня Губаревка-Шахматовка, книга I. До Ярослава Мудрого. Русская
старина. Составил Алексей Александрович Шахматов». Историю
свою Леля пишет по правилам. Правила требуют: сначала — «беседы с
поселянами». Леля упорно допрашивает стариков, но про Ярослава Мудрого
ни один губаревский дед не слыхивал. В соседней Хмелевке Ярослава тоже
не встречали. Зато рассказывают про недавнее крепостное житье, про
бывших владельцев, Лелиных родителей, которых мальчик припоминает с
трудом. Старики бывали и на войне с французом. — А
мне, барчук, уж за сто десять, — медленно выговаривает высокий
белоголовый Никифор Шарыпка. Впрочем, с виду ему не больше шестидесяти. — Наполеона-то помнишь? — восторженно спрашивает Леля. — Сам с французом не бился? — Да мне уж тогда за пятьдесят перемахнуло. — А Екатерину Вторую не видел? — Не
пришлось. — Старик качает головой. — В наших саратовских краях их
величества редко бывают. Вот Емельку Пугачева — того видел. Люди
говорили: государь-де Петр Федорович. Да то не нашего ума дело…
мальчишкой я был. Вот этими глазами видел, как он прадеда вашей милости
повесил… Эту историю, передававшуюся как страшное фамильное предание, Леля уже слыхал и от дяди и от учителя. — Корень
у нас, Шарыпок, долголетний, — скрипит старик, — мать умерла ста
двадцати, а дед на ходу отдал душу — сто пятьдесят годов было. — А помнишь деда-то? — Как
не помнить? Вот он бы тебе порассказал, и про Питербурх и про Москву.
Он-то самого Петра Великого, как я тебя, близко видел. — Твой дед не рассказывал ли про своего отца да деда? — Давно
это было, — ворчит Никифор. — И уж голова моя не помнит, что от деда, а
что от людей слыхивал. А слыхивал, будто дедов дед с самим Стенькой
Разиным погуливал. Будто уж в ту пору был у нас барин Шахматов — видно,
что твой пращур. В
своих делах Алеша разбирался неплохо: «От Тишки — Лука, от Луки —
Артамон, от Артамона — Петр, от Петра — Александр, от Александра —
Алексей, то есть я, произошел!» — Ишь ты, — изумился дед. — Повтори-ка! Леля скороговоркой повторяет. — Такой малец, а уж сколько стариков запомнил. Поди, подрастешь, всех нас с того свету потребуешь?.. Леля
идет в дом и раскрывает рыжую тетрадь. История кажется древним
стариком, прапрапрапрадедом самого старого деда. Стариком, все видевшим и
помнящим… Карамзин…
Читать его интересно. Удалые князья, древние города на берегах больших,
рек, ночные походы. Но почему-то историк отправил в примечания самое
важное: откуда он узнал о событиях давно минувших дней? И так ли все это
было? — Женя, не кажется ли тебе, что Карамзин недостаточно глубоко рассмотрел вопрос о происхождения Русской земли? Женя
чувствует, что ей, как старшей, должно бы казаться что-нибудь в этом
роде. Она даже открыла как-то томик Карамзина, но вскоре запуталась в
Изяславах, Святославах, Брячиславах. Куда интереснее было читать
«Бабушкины уроки» или про героев Эллады. А братец не унимается: — Понимаешь, мне не нравится, как Карамзин объясняет начало Руси. — Ой, Лелька, ты меня прямо ошеломил… — А
знаешь, откуда слово «ошеломил»? От «шелом», то есть шлем. В старину
как треснут кого-нибудь по шлему, так он и оторопеет, ошеломится. — Откуда ты, Лелька, все это узнал? — Любопытство
не порок, мадемуазель Шахматова. Слова ведь из древности пришли.
Значит, в них эту древность можно разыскать. Слово «стекло», например,
откуда взялось? — Ну что ты пристал? — Так
ведь это просто: от слова «стекать». Наверное, готовили его жидким, а
потом сливали. «Уже стекло», — говорил мастер. Вот тебе и наше слово:
«стекло». Женя контратакует: — Все равно Карамзин больше тебя знал. — Еще бы, он сколько старинных книг прочитал! Если б мне столько… — Ну, а если ты столько же прочтешь, думаешь, лучше Карамзина во всем разберешься? — А что ж! Летний
вечер заволакивает мглой степь, сады, усадьбу. Леля заканчивает уроки,
отбрасывает тетрадь и вскакивает. Мальчик тащит к столу тяжелую книгу с
угрюмым, серым переплетом. «Полное
собрание российских летописей. Часть первая». Дядя специально привез из
Саратова вместе с книгой, где пересказывался старинный Печерский
патерик. Сестра заглядывает через плечо. «Се повести временных лет,
откуду есть пошла…» — Леля, а вдруг тот, кто эту книгу написал, тоже все из других книг переписал? Леля мрачно отрезает: — Кто эту книгу написал, неизвестно. А ежели списывал, то у кого — неведомо. Все это хочу узнать. — Ты? — А хоть бы и я! — А Карамзин не знал? — Толком не знал. — И ты всерьез думаешь, что ты… — А что ж! |