О
Несторе кое-кто знал и до Татищева. Знали по преданиям или по каким-то
книгам, позже пропавшим. В 1672 году Феодосий Сафонович, игумен
Михайловского монастыря в Киеве, начал свой труд такими словами:
«Хроника летописцев стародавних от святого Нестора Печерского и иных,
также с хроник польских о Руси, отколь Русь началася, и о первых князьях
русских…» В
этой записи Сильвестр, игумен того же Михайловского монастыря, вовсе не
упомянут. Разве что он подразумевается среди «иных». Нестора же
православная церковь даже приобщила к лику святых. В библиотеке
Печерской лавры сохранилось описание портрета «преподобного
Нестора-летописца», относящееся к началу XVIII века. «Нестор-летописец
подобием сед, брада не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке
перо, а в левой — книга и четки, ризы преподобнические». Карамзин пытался разыскать этот портрет, но безуспешно. Предания соединяют имя Нестора с летописью… Но ведь предания эти поздние: XVI, XVII и XVIII века. Может быть, некоторые летописи вроде Хлебниковской, куда неведомым путем попало имя Нестора, и породили эти предания? Ведь и Сильвестра один из летописцев XV века называл «великим Сильвестром, который все временнобытства показует». Но
Карамзин объявляет, что именно Нестор — это бессмертный автор «Повести
временных лет» и отец русской истории. Примерно так же о Несторе писали и
говорили Татищев, Шлецер и другие историки. Предание — за Нестора, и
Карамзин-поэт внемлет гласу предания. Но Карамзин-историк несколько
обеспокоен. Если слепо верить преданию или утверждению самого автора, тогда… Карамзин
отлично знает, что библейскую «Песню песней» царя Соломона написал не
царь Соломон, а какой-то неизвестный гениальный древнееврейский поэт,
приписавший свой труд царю. Карамзин
знает, сколь зыбко и недоказанно, что именно слепец Гомер — автор
«Илиады» и «Одиссеи». Он отлично помнит, какие восторги вызвали недавно
появившиеся сочинения «Оссиана, шотландского барда третьего века» и как
после доказали, что все нашумевшие песни древнего поэта сочинил ловкий
стихоплет Джон Макферсон, отнюдь не в III, а в XVIII столетии… Карамзин
беспокоится и делает выписки из Киево-Печерского патерика, чтобы
«подкрепить» Нестора новыми доказательствами, а свою «Историю» — новыми
примечаниями. Вот глава — «Слово о Никите-затворнике». Монах
Никита девять лет сидит в затворе, но все же бес обманывает, явившись в
виде ангела, и чуть не похищает его душу. Монах падает в обморок, а
собратья спешат к нему «изгонять нечистую силу». До
сих пор — обычный средневековый сюжет: бесы и ангелы, ведущие борьбу за
праведные души. Но дальше следует перечень тех, кто кинулся помогать
Никите-затворнику: «Ни-кон-игумен, Иван, который стал после него
игуменом, Никола, который был после епископом Тьмутаракани, Феоктист,
который был епископом Чернигова, и Нестор, который написал летопись».
Так и сказано: «…который написал летопись». Важнейшее свидетельство!.. Действительно,
в конце XI века игуменом Печерского монастыря был Никон, а после него —
Иван; действительно, монах Никола «был после епископом Тьмутаракани», а
Феоктист — епископом черниговским. Теперь можно верить, что и Нестор,
«который написал летопись», действительно существовал: печерские монахи,
составители патерика, его не забыли. А
вслед за этим еще более интересное сведение: патерик сообщает, что этот
самый Нестор является не только «действующим лицом», но и… одним из
авторов «Книги отцов». В
патерике имеется «Повесть о житии Феодосия». В самом начале ее автор
представляется: «Нестор — мних» (то есть монах Нестор). Рядом — «Чтение
об убиении Бориса и Глеба». Автор — Нестор. Удача
как будто полная: Нестор на самом деле жил в Киево-Печерской лавре в
конце XI — начале XII века; Нестор был автором двух повестей, вошедших в
Киево-Печерский патерик; Нестор, который «написал летопись»… Карамзин удовлетворен. Но
правило, старинное и мудрое, учит: чем убедительнее доказательства, тем
строже их надо проверять. Чем больше за, тем усерднее ищи против. И
тогда получишь истину. В самом деле, мало ли было Несторов? Мало ли было
летописей? А вдруг Нестор написал не «Повесть временных лет», а
какую-нибудь другую летопись, погибшую, исчезнувшую? И
опять на помощь приходит патерик. Есть в нем «Слово о святом и
блаженном Агапите» (написано в XIII веке). Там говорится, что Агапит был
таким «…как блаженный Нестор в летописи написал о блаженных отцах
Дамиане и Иеремии и Матфее и Исаакии». Это
прямая ссылка на летопись Нестора: «Как блаженный Нестор в летописи
написал…» Если действительно в «Повести временных лет» найдется рассказ о
названных в патерике «блаженных отцах», значит, летопись Нестора и
«Повесть временных лет» — одно и то же. Значит, именно печерский монах
Нестор — великий древний историк и писатель. Если же «блаженные отцы» не
найдутся, начинай все сначала… Среди сотен экспериментов обычно несколько или даже один — контрольные, решающие. Вот и сейчас — «контрольный опыт»… Снова
открываются летописи. В Лаврентьевской и Ипатьевской, Хлебниковской и
Радзивилловской, Никоновской, Воскресенской и сотнях других записано: В
лето 6582 (1074) «…Из них я назову несколько мужей изумительных…» Это
говорит автор о печерских старцах. И дальше начинается пространная
повесть о достоинствах и заслугах сначала Дамиана, затем Иеремии, Матфея
и, наконец, Исаакия. Полное совпадение с патериком: те же имена, в
таком же порядке и ни одного нового, кроме этих четырех! Четыре
блаженных старца помогают сотням исследователей: «Повесть временных
лет» написал не кто иной, как черноризец Киево-Печерского монастыря
Нестор! Но какую же летопись написал тогда Сильвестр? |