Еще Шахматов интересовался этой фигурой. Советские ученые, в первую очередь Д. С. Лихачев, узнали о нем интереснейшие вещи. Старый воин и рассказчик прожил длинную и богатую приключениями жизнь. Его биографию можно проследить по летописи. 1106 год. «Умер Ян… прожив 90 лет в старости маститой». Значит,
родился в 1016 году? Возможно, но необязательно: в древней Руси число
90 часто употреблялось как показатель глубокой старости, а не для
обозначения точного возраста. Например, в русских былинах: А жил Буслай девяносто лет и преставился. Жил Святослав девяносто лет… В
Печерском монастыре Яна Вышатича принимают с почетом, печерские старцы —
лучшие его друзья. Он завещал похоронить себя в обители. Здесь, на
закате жизни, он охотно делится воспоминаниями… 1071 год. Ян Вышатич собирает в Белоозере дань от князя Святослава и подавляет восстание, во главе которого два волхва. Минуют годы… Ян
переходит из Чернигова в Киев, наверное, вместе со своим повелителем,
князем Святославом, который в 1073 году изгнал из столицы брата
Изяслава. 1089 год. «При благородном Всеволоде, державном князе Русской земли, воеводство киевской тысячи держал Ян». «Воеводство киевской тысячи» — важнейшая военная должность. Теперь Ян — во главе старшей княжеской дружины. 1093
год. Время Ярославичей прошло. Внуки Ярослава Мудрого сражаются с
половцами. В летописи читаем, что князьям Святополку и Владимиру
Мономаху дают советы «разумные мужи, Ян и прочие». 1106
(год смерти Яна). «Святополк послал на половцев Яна и Ивана Захарьича, и
прогнали они половцев и полон отняли у них». Если Яну действительно
было в ту пору девяносто лет, сомнительно, чтобы он мог участвовать в
таком походе. А впрочем, кто их, древних, знает? Но Ян беседует с печерскими друзьями не только о сечах и походах. На склоне лет маститый боец обижен и недоволен. Так
в летописи 1093 года говорится: «Князь Всеволод стал любить разум
молодых, устраивать совет с ними, они же начали настраивать его, чтобы
он пренебрегал дружиною своей старой, и люди не могли добиться суда
княжего, начали эти молодые грабить и продавать людей, а князь того не
знал из-за болезней своих…» В
этом отрывке Ян совсем не упоминается. Но нет сомнения, что запись
сделана с его слов. Ведь именно он возглавляет «дружину старую», которую
теснят «молодые». Много лет он ходил за данью, а теперь «молодые»
стремятся добыть богатство не в дальних походах, а от захваченных
земель, собственных деревень и смердов. Мораль Яневых рассказов проста: «Кто не слушает разумных мужей, старшую дружину, тем плохо приходится». 1093
год. «Святополк не посоветовался со старшей дружиной отцовской и дяди
своего, а посоветовался с пришедшими с ним и, схватив послов
(половецких), запер их в избу. Узнав об этом, половцы пошли войной…» Святополк тоже отправляется в поход. «И
сказали ему мужи разумные: «Не пытайся идти против них, потому что мало
у тебя воинов». Он же сказал: «У меня отроков 700, которые могут им
противостать». Стали же другие неразумные говорить: «Иди, князь». Святополк и Владимир Мономах держат военный совет. «Разумные
мужи, Ян и прочие» примкнули к совету Владимира не переходить реку.
«Киевляне же не приняли этого совета, и победили половцы». Киевляне — это, конечно, князь Святополк и его младшая дружина. Нестор,
понятно, смягчает прямые, грубые рассказы воина: приходится
дипломатически обходить наиболее резкие выражения по адресу Святополка.
От Яна в летописи не только звон оружия, но и эхо больших споров:
столкновения отцов и детей, новых порядков и древних традиций. Но это еще не все. Сейчас, 9 веков спустя, слышен также Янев рассказ о своих предках. Очень интересных предках. 1043 год. «Послал Ярослав сына своего на греков и дал ему воинов много, а воеводство поручил Вышате, отцу Яна»… И
отец Яна — знаменитый военачальник! Но легко заметить, что приведенные
строки записаны позже, когда сына знали куда лучше отца. Иначе не было
бы такого пояснения: «Вышата, отец Яна». Открывается также имя Янева деда. 1064 год. «Бежал Ростислав Владимирович в Тьмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы Новгородского». Остромир
— знакомое имя. Древнейшая из существующих русских книг — «Остромирово
евангелие» (1057) была, как известно, изготовлена для Остромира,
посадника новгородского. Значит, знатный род, из которого происходил
Ян, — новгородский… Удалось
найти и более дальних предков: отцом Остромира был Константин Добрынин,
также новгородский посадник, помогавший Ярославу Мудрому в борьбе за
власть, а потом с князем не поладивший и угодивший в темницу. Прапрадед Яна особенно знаменит. «И приходится Добрыня дядей великому князю Владимиру. Отец же его — Малк Любечанин». Но
Малк Любечанин в летописях и преданиях был известен еще под другим
именем: Никита Залешанин, сын же его — Добрыня Никитич! Значит, былинный
богатырь, один из главных сподвижников Владимира Красное Солнышко, — не
кто иной, как прямой предок Яна Вышатича! Но
и это еще не все! Отцом Малка, дедом Добрыни и, стало быть, прапрадедом
Яна был, по-видимому, знаменитый Свенельд, воевода первых князей —
Игоря и Святослава. Значит,
Ян — потомок одного из древнейших и знатнейших дружинных родов. Больше
полутора веков эта семья играла видную политическую роль и даже
породнилась с князьями (Добрыня — дядя Владимира!). В
таких родах особенно бережно хранят и передают из поколения в поколение
семейные предания, «устную летопись». Воспоминания Яна про своих
предков — для летописца сущий клад. В этих рассказах — легенды и точные
подробности, шутки и выдуманные речи, характеры и поступки людей
недавнего и далекого прошлого. Скорее всего, благодаря Яну попали в летопись такие отрывки. 946
год. «Святослав бросил копье в древлян, и копье пронеслось между ушей
коня и ударило ему в ноги, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали
Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Читатель
летописи, конечно, поймет, что подлинные предводители войска — Свенельд
(один из предков!) и Асмуд, Они — главная опора князя, бывалые рубаки,
которые даже подтрунивают над мальчиком («князь уже начал»). 971
год. «И сказал Святославу воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь,
пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его, и
пошел в ладьях… И напал на него князь печенежский, и убили Святослава»… Князь
не слушается «разумного мужа» и гибнет: как похоже на описание событий
1093 года, когда «Святополк не слушается «Яна и прочих»! Так же, как Свенельд, Добрыня — первый советник и опора князя Владимира. А вот что говорится в летописи о Константине Добрынине. 1018
год. Когда Ярослав, разбитый своими врагами, прибежал в Новгород и
хотел скрыться за море, то посадник Константин Добрынин с новгородцами
разрубили ладьи Ярославовы, говоря: «Хотим и еще биться». После этого они побеждают и возводят Ярослава на киевский престол. Опять советник умнее повелителя: Яну Вышатичу это, разумеется, очень приятно… Многое
в «Повести временных лет» от Яна Вышатича. Были, конечно, и другие
интересные люди, за которыми записывал Нестор: воины, странники,
сказители. «Может быть, существовали певцы, которых не только
песнопения, но сами имена потеряны», — писал 100 лет назад историк
Галахов. «Богатырские сказки многих песнотворцев исчезли в пространстве
семи-восьми столетий», — сетовал Н. М. Карамзин. |