Карамзин есть первый наш историк и последний летописец.
А. С. Пушкин
В этот день работа не шла.
С
утра, как всегда, Николай Михайлович Карамзин поднялся по узкой
лестнице в свой кабинет, под самой крышей громадного барского дома. Он
приехал в Остафьево, родовое имение тестя, князя Вяземского, ранней
весной и к осени хотел довести свою «Историю государства Российского» до
нашествия татар.
Как
всегда, на широком сосновом столе разложены чистые листы и перья.
Комната лишена предметов, отвлекающих глаз и ум: ни шкафов, ни кресел,
ни диванов, ни ковров. Только простой стул да два дощатых стола. Один —
для письма, а на другом — целая россыпь книг, рукописей, тетрадей.
Все
было, как всегда. Но работа не шла… Некоторое время Карамзин смотрел
через окно на тихий, заросший сад. Смотрел и размышлял о причинах своего
беспокойного состояния.
Сосредоточиться
мешало ожидание. Сегодня был почтовый день, и он ждал важного пакета из
Петербурга. В пакете, как он предполагает, — интереснейшая, неизвестная
летопись, которая, впрочем, задаст ему работы еще месяцев на шесть.
Карамзин вспомнил древнюю пословицу: «Боги не дают, а продают
удовольствия»… Историк взял с досок рукопись второго тома и чисто
переписанную копию Лаврентьевской летописи. Подумал, что все происходит,
как встарь: один летописец заканчивает труд, продолжает следующий,
потом передает третьему, четвертому… Лаврентий в XIV столетии был, может
быть, уже десятым; после него — четырехвековой перерыв, затем в XVIII
веке — Мусин-Пушкин, Болтин, а в начале XIX века — он, Карамзин.
Затем,
конечно, придут другие — в XIX, XX, XXI столетиях — и будут
разглядывать его сочинения, может быть, так же, как он сейчас
разглядывает труд первых летописцев.
Карамзин уже не в первый раз задумывается о своем далеком предшественнике…
На
первых же страницах летописи множество событий: приходят и расселяются
славянские племена — поляне, древляне, кривичи, северяне, — появляются и
исчезают народы, царства, города… Но почему-то ни одной даты. «Славяне
сели по Ильменю, Днепру, Десне…» «Были два брата, и сели: Радим на Соже и
от него название радимичи, а Вятко сел со своим родом на Оке, и от него
получили название вятичи».
Но когда все это было?
Летописец
не знает, а сочинять не хочет. Да и в самом деле, откуда ему знать, что
было за 200, 300, 500 лет до него? Немного сведений найдешь в чужих,
например византийских, хрониках. Остаются легенды, сказки, песни,
былины. Они сохраняют и передают исторические события сквозь столетия.
Но в сказаниях и песнях, конечно, нет точных дат. А то давно бы узнали
не только точное время появления славян на Днепре, но даже годы жизни
Кощея Бессмертного и даты объединения и распада «некоторого царства,
тридесятого государства»!
Первый летописец получал из старых преданий хронологию несколько неточную: «давным-давно», «в те времена»…
Карамзин переворачивает несколько страниц и отыскивает первую летописную дату:
«В
лето 6360 (в 852 году), когда начал царствовать Михаил, стала
прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе
приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.
Вот почему с этой поры почнем и числа положим».
Иными
словами, автор сообщает: до этого события он нигде слова «Русь» не
встречал, а в летописании греческом прочитал о нашествии Руси на
Царьград при Михаиле..
Можно
проверить, ибо хроники древней Византии, к счастью, сохранились. Там
действительно рассказывается о набеге Руси на Константинополь при
императоре Михаиле III. Но греческие хронисты не указывали дат
описываемых событий, а только отмечали: «При императоре Михаиле…», «При
императоре Константине…» Ни в одной хронике поэтому не сказано, что
набег Руси на Царьград произошел точно в 852 году.
Как бы угадывая вопрос читателя, летописец открывает секрет своих вычислений:
«От
Адама до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от
Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 лет и
1 год, а от Давида до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до
Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова
333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина
же до вышеупомянутого Михаила 542 года…»
Карамзин понимает: летописец был очень доволен полученным результатом. Как не понять человека, отыскавшего «самую древнюю дату»!
Но вот что обидно: арифметика и история не сходятся. 2242 + 1082 + 430 + 601 + 448 + 318 + 333 + 318 + 542 = 6314, а не 6360!
В каком же году воцарился Михаил — в 852 или в (6314 минус 5508) 806 году?
Ни в том, ни в другом.
Карамзин знает, что Михаил III стал императором в 842 году. Ошибка на десять лет!
Из
одной ошибки возникают другие. С трудом установив неверную дату — 852
год, летописец начал считать, оттолкнувшись от нее: «А от первого года
царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29
лет…» Откуда взята цифра 29, неизвестно. Прибавив к 852 году 29, автор
получил 881 год. Следующий год был началом княжения Олега.
882
год — дата необычайно важная: Олег объединил под своей властью русские
земли. Образовалось древнерусское Киевское государство. Но дата более
чем сомнительная.
Ах как трудно было историку в древности!..
В XIX веке, конечно, легче.
Намного ли легче?
Тут
Карамзин вспомнил, с чего начинал он сам. Как осенью 1803 года
«постригся в историки» и был утвержден придворным историографом, как
выпустил последний номер своего журнала «Вестник Европы»; вспомнил о
клятве, данной самому себе: ничего не писать, кроме как по истории.
Московские
друзья не верили тогда, что автор «Бедной Лизы» и «Писем русского
путешественника» стерпит длительное добровольное заточение, и
посмеивались, что он порядком надоел своими бесконечными, с великим
жаром произносимыми речами об истории…
«Наша
история, — восклицал он тогда, — есть сюжет для вдохновения. Стоит ли
труда проливать пот над буквами и писать диссертации о каком-нибудь
слове? Можно выбрать, одушевить, раскрасить, а для того — достаточно
имеющихся источников. В пять-шесть лет я надеюсь дойти до Романовых…»
Карамзин
грустно улыбнулся, оглядывая бумажную гору на столе. Прошел изначальный
срок, а «до времени Романовых» оставалось одолеть почти 5 веков. Хватит
ли всей жизни?
Да,
по правде говоря, он не подозревал, сколько придется сделать, чтоб
провести «Историю» через ранние века: летописи, грамоты, хроники
византийские, немецкие, польские, армянские. Ему, историографу
Александра I, целыми кипами шлют документы из архива иностранной
коллегии, из богатейших и совершенно не прочтенных библиотек —
патриаршей, троицкой, академической. Пришлось заняться и «пролить пот»
над буквами, именами, датами.
После
сорока прожитых лет не так просто учиться и в то же самое время
открывать и писать… Тому, первому летописцу, наверное, было полегче. Во
всяком случае, он не был завален книгами и рукописями. Вот кто мог
свободно предаваться дикой поэзии, фантастическим легендам прошлого!
А впрочем, кто знает, как все было?
Карамзин
грустно усмехается, читая запись 1029 года: «Мирно было». Мирный год —
событие исключительное и для XI и для XIX столетия.
Вот
и сейчас, с Наполеоном мир, вернее, перемирие на несколько лет. А на
границах ведутся сразу три войны — с Турцией, Персией, Швецией…
Карамзину приходит в голову странная мысль: если б он мог встретиться с
тем, первым историком, у них нашлось бы о чем побеседовать не на час и
не на день. И, невзирая на разницу в «возрасте», во многом бы
согласились с полуслова…
Сегодня
Карамзина как-то особенно занимает первый летописец. В древней книге
повсюду следы, черточки этого таинственного и замечательного человека:
1051 год: «Это я написал и установил, в какой год начался Печерский монастырь».
1061 год: «Всеволод вышел навстречу половцам в месяце феврале 2».
1066 год: «Умер Ростислав 3 февраля».
1091 год: «Этому приказанию я, грешный, был очевидец…»
«Было
знамение на солнце, как будто оно начало исчезать и совсем мало его
осталось, как месяц оно было, во втором часу дня, 21 мая».
Встречается слово «я». Это летописец — о себе.
На первых страницах летописи были ошибки на десятилетия — теперь точные числа и даже часы.
Астрономы
проверили. 21 мая 1091 года в Киеве действительно было неполное
солнечное затмение и солнце должно было выглядеть «как месяц».
«Второй
час дня» — это отнюдь не два часа дня; это второй час после солнечного
восхода. Затмение было в 6 часов по киевскому времени, или во втором
часу по «древнекиевскому», так как солнце 21 мая восходит в 4 часа.
Итак,
время первого летописца — вторая половина XI века, может быть, начало
XII. За 700 лет до Карамзина. За 200 — до Лаврентия… Поэтому с особенным
вниманием Карамзин читает: «В лето 6618 (1110 год). В том году было
знамение в Печерском монастыре 11 февраля: явился столп огненный от
земли до неба, а молния осветила всю землю, и в небе прогремело в один
час ночи, и все видели это. Этот же столп справа стал над трапезницею
каменною, так что не видно было креста, передвинулся на церковь и стал
над гробом Федосьевым и потом передвинулся на верх церкви, как бы к
востоку лицом, а потом невидим стал».
Описывается
какое-то атмосферное явление. Вероятно, чрезвычайно редкое для Киева
северное сияние. Автор записи — очевидец, который, без сомнения, отлично
знаком с Киево-Печерским монастырем. Напрашивается мысль, что летописец
— печерский монах…
Вслед
за описанием «огненного столпа» следует объяснение: «…это был не
огненный столп, а видение ангела. Это знамение показывало некоторое
явление, которому предстояло быть и которое сбылось. Ибо на второй год
не этот ли ангел был вождем на иноплеменников и супостатов, как сказано:
«Ангел тебе предшествует» или еще: «Ангел твой будь с тобой».