1067
год. Нестор уж вырос. Может быть, тоже принимается за чтение старых
книг. Время неспокойное. Всеслав Полоцкий, двоюродный брат трех
Ярославичей, начинает междоусобную войну. XI век — пора былинных
удальцов, полулегендарных битв и набегов. Но Всеслав Полоцкий, видно,
поразил даже ко многому привычных современников. Алеша
представляет князя в черной одежде, бешено несущимся на черном коне. За
ним дробит землю копытами коней молчаливая черная дружина. И вот они
пронеслись как вихрь и скрылись за снежной пеленой, чтобы вдруг
объявиться то ли в Новгороде, то ли у Черного моря… В «Слове о полку Игореве» говорится: Всеслав князь Ночью волком рыскал, Из Киева дорыскивал до петухов Тьмутараканя. Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано, А он в Киеве звон тот слышал. Вот летопись: «Всеслава мать родила с помощью волхования. Когда мать родила его, у него на голове оказалось язвено[9]. Волхвы же сказали матери его: «Это язвено навяжи на него, пусть носит его до конца дней своих». «Потому Всеслав и немилостив на кровопролитие», — заканчивает летописец. Зимой 1066–1067 года набежал Всеслав на Новгород. «В
лето 6574 пришел Всеслав и взял Новгород с женами и детьми; и колокола
снял у святой Софии. О, великая беда пришла в час тот! И паникадила
снял». Три
Ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод — «пошли на полоцкого князя и
взяли Минск и иссекли всех мужчин, а женщин и детей взяли на щиты. И
сошлись со Всеславом 3 марта на Немиге, и был бой жестокий, и много
людей пало». Так говорит летопись. В
конце концов Ярославичи одолевают. Всеслав бежит, но братья приглашают
его для переговоров, поцеловав крест, что не причинят зла. И, как только
полоцкий князь с двумя сыновьями входит в шатер Изяслава, его хватают,
отвозят в Киев и бросают в темницу. Феодосий
и вся печерская братия осудили такое клятвопреступление. Изяслав,
конечно, гневался, но ссориться с монахами не хотел и потому смолчал… Год
1068. На степных границах показываются половцы; отныне и на полтора
столетия они — главный враг. Братья — Изяслав, Святослав и Всеволод — с
дружинами идут навстречу. Но вскоре быстрые, как ветер, кочевники
побеждают, и князья бегут в свои города. Встревоженно бьют колокола, рокочущая толпа собирается на торгу. Вече! Киевляне обращаются к Изяславу: «Вот половцы рассыпались по всей земле, выдай, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с ними». Изяслав
не соглашается. Видно, боится, что люди, получив в руки оружие,
отомстят за старые обиды и притеснения. Город негодует: мало того что
князь не сумел оборонить свою землю, он же не дает киевлянам самим
защитить себя! Толпы рванулись к дворам Изяслава и богатых воевод.
Бросаются к темнице, где больше года томится Всеслав. «И сказала дружина
Изяславу: «Пошли ко Всеславу, пусть, призвав его к оконцу обманом,
пронзят его мечом». И не послушал этого князь. Люди же освободили
Всеслава из темницы и прославили его среди двора княжеского». Полоцкий
богатырь, мечтавший о киевском престоле, неожиданно попадает туда прямо
из темницы. «Коснулся древком копья золотого престола киевского».
Изяслав же в страхе бежит в Польшу, двор его разгромлен народом,
захватившим «бесчисленное множество злата и серебра в монете и слитках». Проходит
несколько месяцев, и разносится слух, что Изяслав возвращается с
польским войском. Всеслав решает, что Киев — «орешек не по нем», и
однажды ночью тайно, «вороном, оборотнем», бежит в родной Полоцк.
Восставший люд остается без предводителя. Появляется
Изяслав, налитый злобой. Кое-что рассказывает летопись, кое о чем
умалчивает; но многое открывает патерик. Изяслав сильно гневается на
Печерский монастырь. Вероятно, обитель сочувствовала восставшим. К тому
же Феодосий смело отправляется к князю и просит не чинить расправы над
киевлянами. Однако 70 человек казнили, «а других ослепили, а иных
безвинно умертвили, не расследовав дела…» Должен бежать из Киева и
Антоний, первый обитатель Печеры, уже глубокий старец. Ведь Изяслав в
ярости желает крови за позор изгнания. Однако он быстро остывает,
князь-неудачник. Боится прошлого и неуверен в будущем. Вскоре снова
появляются половцы и начинаются распри с братьями. К
слову старцев из деревянной церкви над пещерами многие прислушиваются, и
князь ищет там союзников, поддержки. И вот он опять ласков, задабривает
монастырь, не мешает возвращению из Чернигова Антония, из Тьмутаракани —
Никона. Начинает и сам частенько наведываться в обитель. Однажды
после обеда, когда монахи отдыхали, Изяслав подъехал со слугами и
постучал в ворота. Монах-привратник сказал, что игумен Феодосий никого
не велел пускать. «Да ведь я князь!» — вспылил Изяслав. Но привратник не
открыл ворот, пока Феодосий не дозволил. При других обстоятельствах
князь не смолчал бы и расправа была б крута. Но на этот раз все
кончилось мирно… «А Нестор-то уж вырос, — думает Леля. — Он видал и Все-слава и Изяслава». И
Алексей Шахматов, забывшись, прибегает к приему ненаучному и,
следовательно, недозволенному: сочиняет биографию своего героя. Пять
биографий. Десять… Нестор — сын одного из казненных киевских повстанцев; Печерская обитель смело приютила его… Нестор — младший сын одного из княжеских дружинников; старшему сыну — земля, имущество; юному — в чисто поле или в монастырь… Нестор,
разумеется, из купцов. В юности немало странствовал, много читал и
видел. В пятнадцать лет, а то и раньше, хотели его оженить, а он — в
монастырь. Нестор
— юный слуга Всеслава, всюду следовал за князем, но разочаровался в
своем герое после его позорного ночного бегства из Киева… Нестор — бродяга, странник, рыбак, пастух, бедняк… Но тут Алексей Шахматов вспоминает, как должен вести себя настоящий ученый, и весьма строго останавливает поток фантазий. — Что ж твой Нестор? — спрашивает Женя. — Нестор? Он одно время правил царством Персидским — разве не знаешь? |