— Интересно, Алеша, кем бы ты стал, если б жил лет восемьсот назад, во времена твоих летописцев? В
кабинете Шахматова собрались старые гимназические товарищи, солидные
отцы семейств, педагоги, чиновники, коммерсанты. В комнате дым, на столе
недопитые бокалы, старый журнал «Братство» — коллективное творение
восьмиклассников 4-й московской гимназии. Восьмиклассниками они были в
1880 году. Тому уже более четверти века. Шахматов листает странички
журнала: портрет Дарвина, биография Рылеева, статья «Что такое язык»
гимназиста Алексея Шахматова… — Кем,
говорите, был бы я веков восемь назад?.. Нет, летописцем навряд ли.
Ученым монахом? Может быть. Скорее, просто странником… — Эх,
господа гимназисты, — восклицает статский советник, в прошлом
знаменитый пятерочник и зубрила, — Шахматов и сейчас проживает не в
нашем прозаическом XX столетии, а в романтическом XII. Счастливец! Какое
ему дело до наших повседневных забот, до политики? Шахматов улыбается и не спорит. — А
я слышал совсем иное, — вмешивается журналист, в прошлом —
ответственный редактор этого самого журнала «Братство». — Я слышал, что в
рукописном отделении академической библиотеки… Шахматов хмурится. Журналист замечает это и замолкает, а рядом сидящие спешат пустить беседу по другому руслу. Они
объявляют, что, если б заменить у Алексея Александровича Шахматова —
господина директора рукописного отдела библиотеки Российской Академии
наук — академический фрак на гимназическую куртку да еще сбрить усы, то
предстал бы перед ними прежний Алеша Шахматов. — Злые языки поговаривают, что ты, Алеша, сквозь страницы читаешь и старину расколдовываешь… — Да нет, братие, все больше путешествую. — Как это — путешествуешь? — Да уж который раз: из XI, скажем, века в XII… Или наоборот. Еду, высматриваю, кто да что сказал, кто да что написал. — Ну, а сейчас? — И
сейчас путешествую. Болезнь такая. Сейчас с вами говорю и все равно
путешествую. Видите ли, недавно прелюбопытнейший год обнаружил — 1117-й,
вот и путешествую. Братия шумит, просит подробностей, но Шахматов ловко отшучивается. Вскоре
все расходятся. Академик садится в кресло и задумывается. Задумывается о
том, что молодость прошла и что, как это ни странно, его это
обстоятельство не огорчает. Он
вспомнил утверждение статского советника, что Шахматов проживает в
романтическом XII столетии и политикой не занимается… Друзья ловко
переменили тему, значит, до них уже дошли слухи. Дело в том, что на днях
полиция явилась с обыском к Всеволоду Измайловичу Срезневскому, его
ближайшему помощнику по рукописному отделу, а потом явились и в отдел,
копались, искали. Жандармский полковник кричал Срезневскому: «Запретные
сочинения собираете. Крамольникам охранные листы даете!» Шахматов понимал, что он также может удостоиться «визита». Хорошо
еще, что полковник не догадался снять с дальних полок рукописи и
старопечатные книги. Нелегко было бы ему объяснить, как там очутился
большой архив латвийской социал-демократической организации, сотни
листовок, преимущественно большевистских, громадные комплекты
запрещенной литературы… Конечно,
в чем-то зубрила, статский советник, прав: Шахматов занимается не
политикой, а языками и древностью. Из того, что он прочитал в листовках и
нелегальных газетах, непрерывно прибывающих на адрес библиотеки
Академии наук, многое ему чуждо и непонятно. Но он нисколько не
сомневается в правильности своих действий. Когда надо было передать
специальную коробку для сбора рукописей с охранной грамотой и печатью
рукописного отдела Владимиру Дмитриевичу Бонч-Бруевичу, Шахматов уже
знал, что этот молодой ученый, отличный знаток фольклора и религиозных
течений, является профессиональным революционером, большевиком. Директор
отдела рукописей догадывался также, что в этой коробке будут храниться
документы совсем особого свойства. Он понимал, что сильно рискует, но
коробку и охранную грамоту дал без всяких колебаний. А
через несколько месяцев, когда полиция производила обыск у
Бонч-Бруевича и пыталась заглянуть в его бумаги, тот спокойно предъявил
приставу печать и документ от Академии наук. Растерянные
охранники переслали нераспечатанную коробку в библиотеку академии —
Шахматову и Срезневскому, а те, в который уж раз, взяли на хранение
очередную порцию нелегальщины. Недавно
Шахматова негласно известили, что находящийся в эмиграции вождь
большевиков Ленин сообщил в большевистские комитеты об обязательной
отправке в рукописное отделение библиотеки всех нелегальных печатных
произведений. Шахматов вспомнил, как недавно он говорил Срезневскому,
что, пожалуй, в рукописном отделе академической библиотеки накапливается
замечательный, не имеющий равных фонд нелегальной революционной
литературы. — Ох и пропишут нам власти за это! — вздыхал Срезневский. — Чего не сделаешь для науки! — замечал Шахматов. — Для потомства это будет летописью, «Повестью временных лет» о наших днях. Шахматов
пытается представить, как будущие историки станут изучать далекое
прошлое: годы 1905, 1906, 1908. Сам же он любит медленно перебирать в
памяти особенно знакомые стародавние годы: с огнем и громом — 1113,
тихие — 1108, 1109, в топоте далеких походов — 1096.. «Старые, старые
знакомые с детских, саратовских и олонецких времен. Сегодня
путешественник выходит из 1118 года и движется в обратном направлении,
что-то разыскивая, Пока он видит только два следа новой тайны: запись
1117 года и «Поучение Мономаха». Два явных следа… Но уж давно он
угадывает следы скрытые, неясные. Например, отрывки о Севере из той же
«Повести временных лет». |