Мало кто из исследователей обращал внимание
на то, что в былинном эпосе Владимир Красно Солнышко носит не только
отчество Святославович. Гораздо больше вариантов, где этот персонаж
наделяется отчеством Всеславьевич или Сеславьевич. Поскольку великих
князей киевских с такими именем и отчеством летопись не знала, то его
молчаливо считали «искажением». Исключение составляли А. Н. Веселовский
(см. ниже) и А. Соболевский, попытавшийся связать былинного князя с
полоцким Владимиром Всеславичем XII–XIII вв., но такое отождествление
было слишком очевидно в своей несостоятельности. Между тем пренебречь
этим вариантом отчества никак нельзя. По наблюдениям В. В. Гацака, во
всех ранних записях киевский князь фигурирует как Всеславьевич.
«Летописное» отчество преобладает в записях былин с 40-х годов XX века,
едва ли не под влиянием книжного «просвещения». До этого оно единично, в
записях XVI–XVIII вв. вообще не встречается.
Существует ещё один герой с точно
таким же «двоящимся» отчеством. Это Волх-Вольга
Всеславьевич-Святославьевич. Схожесть отчеств этих двух персонажей
подметил ещё А. Н. Веселовский: «Волх зовётся Всеславичем (Всеславьевич,
Буслаевич, Всеслаевич, Святославгович, Святославович, Сеславьевич,
Щеславьевич); кроме него русские былины дают это отчество ещё Владимиру:
Сеславич, Сеславьевич, Сыславич (показательно, что отчества Святославич
в этом списке, составленном в конце XIX века, нет; это обстоятельство
наглядно показывает, как поздно на самом деле „летописное" отчество
появилось в эпосе. — Л. П.). Это ставит их как бы в братские
отношения». В случае Волха-Вольги двойное звучание имени вкупе с двойным
отчеством привело к почти комическим последствиям. Герою «нашли» двух
совершенно разных летописных «прототипов». Волх Всеславьевич оказался
былинным «отражением» полоцкого князя-колдуна XI века, Всеслава
Брячиславича, а Вольга Святославович — брата крестителя Руси, Олега
Святославовича. Излишне говорить, что в биографии обоих князей было,
мягко говоря, крайне мало общего с сюжетами былин о Волхе-Вольге.
Разгадка достаточно проста: в былинах достаточно часто встречаются
обороты вроде «Илья Муромец, все Иванович» или же «Илья Муромец, свет
Иванович». Никто, однако, не говорит на этом основании о двух отчествах
Муромца! «Загадка» отчеств Владимира и Вольги — попросту недоразумение.
Речь следует вести об одном отчестве. «Владимир свет Славьевич» или же
«все Славьевич». Вряд ли даже это отчество в современном смысле слова,
скорее родовое имя порядка Рюрикович, Ольгович, Мономашич и пр.
Подчёркивается происхождение князя от героя-эпонима, прародителя Славена
или Словена новгородских преданий, Слава польской «Великой хроники».
Трудно согласиться с теми авторами, что считают этого персонажа
позднейшей выдумкой книжников. Герои-эпонимы существуют в эпосах самых
разных народов. Достаточно вспомнить библейских Сима, Ханаана, Иуду,
Израиля, греческих Даная, Иона, Эллина, германских Ирмина и Сакснота.
Слав (Славен, Словен) принадлежит живой эпической традиции, а не
умствованиям книжников заката Средневековья. Ещё Веселовский предположил
существование в эпической традиции героя по имени Слав, отца Волха и
Владимира. Германское имя отца «русского конунга Вальдемара», то есть
князя Владимира, Гертнит, он считал калькой, переводом русского Всеслав
или Слав (от Hreidvid). Впрочем, говорить подробно об эпониме славян и
его отражении в русском эпосе здесь не место. Тема отражения этой фигуры
в былинах подробно развёрнута в третьей главе.
Это отчество привязывает Владимира к
миру полумифических героев, основателей племен. Именно происхождение от
прародителя племени по прямой линии в традиционном обществе давало право
на власть. |