Вполне согласуются с этим слоем такие
необычные былинные персонажи, как поляницы. Традиционно считается, что
женщины-воительницы в русских былинах отражают сарматские
(Д. М. Балашов, Б. А. Рыбаков) или хазарские (С. А. Плетнёва,
В. В. Кожинов) реалии. Во всяком случае их связывают с Северным
Причерноморьем, где античная традиция якобы размещает амазонок. На самом
деле в тех краях античные авторы селили разве что «женоуправляемых
сарматов». Амазонки же «расселялись» ими по предгорьям Северного
Кавказа. Однако существует и другая традиция, более поздняя, указывающая
амазонок в Средней Европе.
Одним из самых ранних авторов этой
традиции является Павел Диакон, на основании племенных преданий
лангобардов говорящий о столкновении их с народом женщин-воительниц
где-то между берегами Балтики и Северной Италией. Он добавляет, что «от
некоторых людей слыхал, что и по сегодняшний день в глубинах Германии
ещё существует народ этих женщин». Обращают на себя внимание два
обстоятельства — во-первых, амазонки здесь упоминаются вне связи с
античной традицией, в непосредственном соприкосновении с историей народа
самого Павла. Во-вторых, свидетельства эти подкрепляются наблюдениями
очевидцев-современников. Обе эти черты характерны едва ли не для всех
преданий о среднеевропейских амазонках.
Следующее сообщение о народе
женщин-воительниц из Средней Европы исходит от арабского еврея X века
Ибрагима ибн Якуба, путешествовавшего по Средней Европе. «На запад от
русов (здесь имеются в виду уже восточноевропейские русы и Киевская
Русь) город женщин. Они ездят верхом и сами ходят на
войну, отличаясь смелостью и храбростью. Говорит Ибрагим ибн Якуб,
израильтянин: сообщение об этом городе — правда. Рассказал мне об этом
Хута, правитель римлян». Пунктуальный иудей, как видим, не побоялся
своим именем поручиться в правдивости и надёжности сообщаемых сведений и
даже назвал своего информатора. Им, кстати, оказывается не кто иной,
как кайзер Священной Римской Германской империи Оттон I.
Кроме того, из арабских авторов о
«городе женщин» у берегов Балтики сообщили ат-Тортуши и аль-Идриси.
Любопытно, что они упоминают находящиеся рядом «город мужчин» и «город
женщин». Ниже будут показаны именно центральноевропейские корни этого
сюжета.
В следующем, XI, столетии об амазонках в
Средней Европе сообщает Адам Бременский: «Говорят, что вблизи от этих
берегов Балтийского моря находятся амазонки… говорят также, что они
становятся беременными от проезжих купцов и от тех, которые находятся у
них в плену… И когда дело доходит до родов, то мужского пола рождаются
песьеголовые, а женского — прекраснейшие женщины… Песьеголовые — те,
которые имеют голову на груди. В Руссии их часто берут в плен, и они
лают словами». Историческая ценность данного отрывка, как видно, весьма
относительна. Очевидно, что основным источником для Адама Бременского
послужили северные саги о «Стране женщин», по соседству с которыми
обитали псоглавцы-хундинги, издававшие лай вместо человеческой речи.
Хундинги — «коренные» обитатели северных мифов (причём не только
скандинавских — эстонский «Калевипоег» упоминает народ «людей-псов»,
издающий лай вместо речи), их эпоним упоминается в саге о Волсунгах, и
подобное существо изображено на знаменитом шлеме из Саттон-Ху. Нет
особых причин видеть в них некое античное влияние. То же верно и для
«Страны женщин». Гораздо убедительней соображение, объясняющее её
возникновение в сагах народной этимологией слова Квеннланд — страна
финнов. Но и оно не бесспорно. В любом случае следует отметить, что
землю амазонок опять-таки располагают по соседству с «Руссией». Это
триединство (русы — амазонки — люди-псы) встречается в ещё одном
источнике, который мы рассмотрим ниже.
Пока же обратимся к следующему по
времени источнику, сообщающему нам о среднеевропейских амазонках. Это
Козьма Пражский. Он говорит, что при правительнице Либуше на месте
пражского Вышеграда существовала крепость девушек-воительниц — Девин.
Рядом же с ней возвели свою крепость чешские юноши. Как видим, это
соответствует картине, нарисованной ат-Тортуши и аль-Идриси. Любопытно
то, что Козьма относит амазонок к истории своего собственного народа в
отличие от предыдущих авторов.
Вообще, существует целый ряд
свидетельств о женщинах — правителях и воинах — у славян Средней Европы.
У тех же чехов это Либуше с двумя сёстрами, дочери Крока. У поляков —
Ванда, дочь Крака. Нидерле передаёт сообщение Титмара о славянской
княгине «из Северной Венгрии… которая провела жизнь на коне с кубком в
руке и умела пить не хуже мужчин». Наконец, согласно Саксону Грамматику,
три девы-воительницы, Висна (Весна?), Хете (Хоть?) и Вебьорг (?)
руководили войском славян в битве при Бравалле. На юго-восточном берегу
Балтики найдены несколько погребений женщин с конями и оружием. Одно
похожее найдено в Швеции — и конечно, норманнисты немедленно признали
могилы воительниц южно-восточной Балтики скандинавскими. Последние три
сообщения уже относятся к истории, а не к эпосу.
Поляницы русских былин, безусловно,
принадлежат к этому кругу. Большинство женщин-богатырок (жёны Дуная,
Добрыни, Ставра) происходят из Ляховецкой земли. Дочь Муромца — из
Тальянской, безусловно, не славянской, но и отнюдь не восточной. Вполне
можно предположить, что сожительница Муромца была уроженкой одной из
славянских земель, такой же чужеземкой в «Тальянской земле», как и сам
Илья — подобные обстоятельства, очевидно, сближают.
Некоторая неясность со
Златыгоркой-Латыгоркой Северъянишной. Чисто славянское имя-отчество в
эпосе не всегда обозначают славянство персонажа. Вспомним Наполеона,
превратившегося в Неопалена и в Опалена. Вспомним Кудреванище и
Грубиянище былин. Однако в сочетании с неизменным сообщением о её
местожительстве «у синего моря у студёного, у белого камушка у латыря»
эти данные позволяют и в ней видеть уроженку Средней Европы, но отнюдь
не степных земель.
Завершить же рассмотрение темы
среднеевропейских амазонок хотелось бы, приведя самый древний из
повествующих о них источников. Это, безусловно, сирийский автор VI века
Захария Ритор. Он говорит об амазонках, которые «живут сами по себе и
воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не находится, но если
желают прижить, то они отправляются мирно к народам по соседству с их
землёй и общаются с ними около месяца, и отправляются в свою землю».
Соседями же их являются «люди-псы»(!), неясные «амазараты» и некий «народ hrws», то есть «рус», «мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия».
Попытка Петрухина объяснить появление
«народа рус» в данном контексте влиянием библейских преданий об
апокалиптическом «народе Рос» достаточно натянута, на что мне уже
доводилось указывать. Но и попытка Б. А. Рыбакова привязать это известие
к региону Среднего Поднепровья в равной степени неубедительна. Дело в
том, что амазонки и их соседи находятся «на север и запад» от
«тринадцати народов» Великой степи, среди которых упоминаются и авары, в
то время уже занявшие Паннонию. Следовательно, речь идёт не о
Поднепровье, а опять-таки о Средней Европе. Там же мы находим подобие
триединству амазонок, русов и людей-псов, которое встречаем у Адама
Бременского и в сагах (Квенналанд, Хундингаланд, Рюсаланд). Столь
насторожившее Петрухина сообщение об отсутствии оружия у русов
действительно не соответствует тому, что мы знаем о воинственности
славян и в особенности русов. В той же мере это неестественно для
описания апокалиптического «народа Рос» или «героев мифических времён», к
которым старается свести упоминание русов Захарией Ритором Петрухин.
Зато описание Феофилактом Симмокатой славянских послов, которые «не
привыкли облекать свои тела в железное оружие — их страна не знает
железа» и поразивших императора «величиной тел», настолько напоминает
описание Ритора, что заставляет предполагать прямое текстологическое
заимствование. Следует указать, что речь идёт о славянах Средней Европы,
подвластных аварскому кагану. В этой связи нужно помнить, что
грузинские и византийские источники прямо приписывают русам осаду
Константинополя в 626 году.
Эта параллель очень полезна. Не будь
её, мы бы не имели оснований предполагать, что hwrs — это именно русы, а
не, скажем, херуски. Однако и место в триаде рядом с псоглавцами и
амазонками, и сходство описания с подвластными аварскому кагану
славянами заставляют полагать, что Захария Ритор говорит именно о
русах — не о днепровских, а о среднеевропейских русах.
Все данные о поляницах — славянских
амазонках укладываются в схему третьего слоя былинной топонимики. И, как
нетрудно заметить, этот слой поразительно совпадает с географией Руси,
согласно «Тидрек саге». В обоих случаях Русь, совершенно неожиданно для
современного читателя и, надо думать, для слушателя XIII века, будь то
немец или швед, оказывается где-то в среднем течении Дуная, выше
Паннонии, неподалёку от верховьев Вислы и Одера, с одной стороны, и
Северной Италии — с другой. Связь «Тидрек саги» с былинами оказывается
глубже, нежели предполагали те, кто видел лишь сходство отдельных
персонажей, глубже даже, чем полагал Веселовский, указывавший на
совпадение целых генеалогий в саге и былинах. Связь просматривается на
уровне географии. Позднейшую же топонимику Руси в саге легко объяснить —
те же изменения претерпела под влиянием изменившихся исторических
условий былинная топонимика. Подобные изменения, в принципе, не должны
удивлять. Так, действие былины про Василия Буслаева в сибирских и
уральских былинах переносится с Волхова на Обь. Рахта Рагнозерский,
герой баллады московской эпохи, из Москвы в более поздних записях
«переместился» в… Ленинград. По мнению археолога А. Л. Никитина, точно
так же легендарное странствие апостола Андрея перекочевало на Днепр с
Дуная.
В саге и в былинах произошли, таким
образом, однопорядковые, но разные явления. В обоих случаях более
древнюю систему топонимики сменила более поздняя, одна — в Скандинавии,
другая — на Руси. И это говорит о том, что сага не заимствовала из былин
отдельных героев. Собственно, заимствование достаточно трудно
предположить уже на уровне, вскрытом Веселовским — трудно представить,
чтобы от одного народа к другому переходили целые родословные.
Совпадение же географии указывает на единый источник саги и былин —
эпический и, возможно, исторический. Но об этом говорить несколько
преждевременно. Пока вспомним, что сага, а равно и былины
свидетельствуют о близости былинной Руси с поляками и «вильтинами».
Обратимся к преданиям западных славян — остались ли в них следы
взаимосвязи с русским былинным эпосом? |