Отождествление правителя с Солнцем — одно
из самых ходовых в мировой истории. Оно восходит к седой древности Сынов
Солнца — фараонов Египта и продолжается вплоть до «короля-солнца»,
Людовика XIV и тому подобных фигур придворного красноречия эпохи
абсолютизма.
Однако именно в русском фольклоре и
древнерусской культуре это отождествление обретает очень конкретный
смысл. В «Слове о полку Игореве» содержится такой образный ряд:
Тяжко ти головы кроме плечю,
Зло ти телу кроме головы,
Руской земли безъ Игоря.
Солнце светится на небесе —
Игорь князь въ Руской земли.
Это высказывание автор «Слова»,
кажется, относит к творческому наследию Бояна, языческого полушамана,
«Велесова внука». В. И. Стеллецкий в комментарии к «Слову» высказал
предположение, что это изречение «было… создано в связи с убийством
князя Игоря Рюриковича древлянами в 945 году и применено творцом „Слова"
к Игорю Святославичу». И действительно, «головой» и «солнцем» Русской
земли скорее можно было назвать великого князя Киевского Игоря
Рюриковича, победителя уличей и печенегов, внушавшего ужас Византии,
нежели его тёзку, правителя вполне заурядного Новгород-Северского
княжества.
Но эта аналогия понуждает нас
обратиться к иному источнику, на сей раз — фольклорному. Речь идёт о так
называемой «Голубиной книге», сочетающей православную религиозную
терминологию (Саваоф, Христос, Ерусалим и пр.) и социальную терминологию
Московской Руси («белый царь — всем царям царь») с глубочайшей
индоевропейской архаикой. Первые записи «Голубиной книги» относятся как
раз к московскому периоду, но упоминания о ней встречаются ещё в житии
Авраамия Смоленского XIII века, причём заглавного героя жития за
знакомство с нею собираются отлучить от церкви. Как в Ригведе (X, 90), и
явления Природы, и слои общества происходят в «Голубиной книге» из
космического тела Первобога-Первочеловека. Причём «Солнце Красное — от
лица Его», а «цари православные — от честной главы». Выстраивается
смысловой и образный ряд: князь («царь») — голова/лицо — Солнце. Былина
качественно отличает Владимира от иных «князей-бояр», но точно так же и
«Голубиная книга» производит «князей-бояр» не от «честной главы», а «от
плеча» Первосущества.
Идея общества-тела, в котором «царь»
соответствует голове, а «простые людины» — ногам, встречается в летописи
ещё под 1015 годом. Любопытно, что летописец пытается замаскировать
языческий образ ссылкой на Исайю пророка, в то время, как в тексте
«Голубиной книги» насмешливо рассказывается, как
Цитал сию книгу сам Исай пророк,
Цитал он книгу ровно три году.
Процитал из книги ровно три листа.
Вызывает интерес и часто встречающийся
в ранних записях титул былинного Владимира «свет-государь». Интересен
он тем, что, по сути, калькирует титул славянского «главы глав» у Ибн
Русте: «Свиет-малик». В договоре 911 года упоминаются некие «светлые
князья» «под рукой» Олега, носящего титул великого князя. Если последний
титул наши летописи связывают с призванием Рюрика и созданием Руси, то
«светлые князья» начала X века, очевидно, соответствуют более ранним
способам объединения — отдельных племён и союзов племён. Но для былин —
это титул верховного правителя Руси. То есть уже титул князя отражает
архаичность отображённого в былинах общества. Впрочем, мы уже говорили,
что брачная тема в былинах также относит их ко временам возникновения
племён.
Любопытно также и ещё одно
обстоятельство. Как уже говорилось, миф о зарождении общественных слоёв
из тела Первосущества в Ригведе и русской «Голубиной книге» почти
совпадает. При этом эти два мифа — единственные, где из тела
Первосущества возникают не только явления природы, но и части общества.
Однако существует одна немаловажная особенность — из головы
Первосущества в Ригведе наряду с Солнцем возникают не цари или князья, а
брахманы (X, 90; 12), то есть жрецы. Семантика былинного титула
подчёркивает жреческий, сакральный характер власти его носителя. О том
же говорит и титул «свет-государь» — в славянских языках понятия «света»
и «святости» тесно взаимосвязаны.
В Ипатьевском списке «Повести
временных лет» содержится предание, напрямую объединяющее понятие
Солнца, царя и жреца. Даждьбог, сын Сварога, по этому преданию, был
первым царём («Солнце-царь»), но при том выполнял чисто жреческие
функции — установил календарь и брачные законы.
Это наблюдение подкрепляют и
конкретные черты былинного Владимира — черты не дружинного вождя
летописных племён, а сакрального, священного правителя, живого кумира
первобытности. |