В речи бояр обходятся молчанием два
самых драматических образа «Сна» — Черное Покрывало и Крыша Златоверхого
Терема без Князька. Но сон–загадка должен быть отгадан полностью.
«Тогда великий Святослав» вступает в действие, произнося как бы по
наитию («изрони») «Золотое Слово, со Слезами Смешанное». Словом «тогда»
Поэт увязывает действия, происходящие одно за другим. Тем самым
композиционно и грамматически обозначается, что Святослав включается в
отгадывание «Сна». Подобно боярам, он начинает монолог с оценки Игоря и
Всеволода, но с первых же слов утверждает своё право на оригинальный
подход. Святослав не подчёркивает кручины по поводу их позорного
пленения, хотя его восклицание исполнено неподдельного сожаления: «О,
мои младшие братья, Игорь и Всеволод!» В тяжёлое для князей время он
приближает их к себе. Если бы Великий князь Киевский чуть отстранённо
сказал, к примеру, так: «О, несчастные…» или «О, неразумные!», то все
обращение лишилось бы тёплой интонации, а вместе с нею и достоверности, а
сам Святослав заметно утратил бы человеческую значительность. Для
образа Святослава знаменательно объединение в одном переживании
сочувствия родственникам, попавшим в беду, с их нелицеприятной критикой.
И ныне, спустя 800 лет, факт родства небезразличен для характеристики
героя, но тогда родственные отношения между князьями играли
первостепенную роль в политике.
«О, мои младшие братья, Игорь и
Всеволод! Рано начали вы Половецкую землю мечом истощать, а себе славу
стяжать; но без чести вы побеждали, без чести вражью кровь проливали».
Думается, тут — в контексте защиты Святославом единства действий князей в
борьбе против внешних врагов — осуждается в принципе их сепаратная
военная политика, которую братья начали проводить в 1184 году и начали
преждевременно, так как половцы были очень сильны. Подобное толкование
подкрепляется употреблением глаголов многократного действия («одолеете» и
«пролиясте»), что было бы ненужно, если бы Поэт имел в виду только
победу Игоря и Всеволода — ту, которую они одержали в схватке с
передовым половецким отрядом. Теперь, в 1185 году, стало ясно: их поход
1184 года был не случайным эпизодом, а первым актом сепаратистского
подхода обоих князей к войне с половцами. Выходит, глагол «еста начала»
семантически акцентирует внимание на принципиальной стороне их
теперешней политики, начало которой (в современном значении слова) всего
лишь имеется в виду. В подобном осмыслении нет ничего необычного:
утраченное значение древнерусского глагола — «начать и продолжать до
конца» — предполагает подобную возможность.
Святослав укоряет Игоря и Всеволода за
преждевременность похода, то есть за стратегическую ошибку, которую не
могут перевесить предыдущие локальные победы. Каяльский разгром
аннулирует их значение, а князей лишает славы и чести. Вместе с тем
Святослав одобряет обе цели похода. Главная цель лаконично и точно
выражена словами «мечи цвелити», то есть мечом изнурять, истощать. И
действительно, походы в глубь Половецкого поля оправдывали себя тогда,
когда в итоге ослаблялась половецкая и увеличивалась русская мощь. Если
же общий результат, как, например, в случае разгрома Игоря, был для Руси
отрицательным, то предшествующие успехи перечёркивались, плюсы
становились минусами, и весь поход лишался смысла. Вторая цель — «себе
славу стяжать» — была понятной и общей для русских князей, включая и
Святослава.
Проницательный ум Святослава
доискивается причин безрассудного поведения братьев: «Сердца ваши
храбрые из булата жестокого кованы, и в дерзости закалены». Ясно, что
«сердце» употреблено здесь в переносном значении — «характер», «натура».
Но из трёх определений характера братьев вполне понятно лишь одно
(храбрый), а два других — «въ жестоцемъ харалузе скована» и «въ буести
закалена» — нуждаются в пояснении.
Материал, из которого скованы
характеры братьев, получен по наследству. Сегодня мы назвали бы его
генетическим фундаментом. А Закалка Сердца — это, конечно, воспитание
характера, его формирование в горниле жизни. Булат (харалугъ) — лучший
по тем временам сплав для изготовления боевого оружия, а в переносном
смысле — для создания характера бойца, воина. Эпитет «жестокыи» здесь,
думается, неверно было бы переводить «крепкий, твёрдый», ибо «крепкий
булат» — это масло масленое. Поэтому мы останавливаем выбор на втором
значении слова «жестокыи» — «жестокий, немилосердный». Сердца, из
жестокого булата скованные, — такое определение соответствует не только
характеру братьев (вспомним, например, летописный рассказ о том, как
Игорь истребил от мала до велика население небольшого русского городка,
взятого им «на щит»), но и характеру их деда Олега Гориславича, что
здесь немаловажно.
Как же закалялась сталь? «Въ буести».
Существительное «буесть» имеет следующие значения — «отвага, горячность,
запальчивость; заносчивость, дерзость, необузданность; безумие,
буйство». Единственный, способ избежать произвола в толковании —
поставить выбор значения в зависимость от контекста и за? мысла,
стремясь к согласованию основных элементов стиля. Святослав резко
осуждает братьев за преждевременность действий, следовательно, контекст
требует негативной окраски определения «въ буести»: воспитание было
таким, что к наследственному Жестокому Булату прибавило горячность,
безумную дерзость, которые и увлекли братьев в сепаратный, поспешно
организованный поход. Объективно, по трагическим последствиям, подобная
«буесть» оказалась равнозначной безумию. Сердце, Закаленное в Буести, —
это характер, воспитанный в нетерпеливой дерзости, настолько
необузданной, что человек бросает вызов даже небесам. Следовательно,
Храброе Сердце, Выкованное из Булата и Закаленное в Дерзости, — это
характер храбрый и несгибаемо упрямый от рождения, но формировавшийся
таким образом, что воспитание усиливало, доводило до крайности
наследственную «самоуверенность» булата в своей жестокой неодолимости.
Святослав, как и Поэт ранее, одинаково
оценивает характер Игоря и Всеволода и считает его главной причиной их
сепаратных действий. Бояре же вообще не касаются этого вопроса.
Сепаратный поход братьев толкуется
Святославом как акция, объективно направленная против него, наносящая
вред его чести и достоинству. «Что же сделали вы с сединою моею
серебряной!» — с упрёком восклицает он, подытоживая всё, что сказал
ранее об их действиях и об их характере.
Может показаться, что от такого вывода
только шаг до прочтения начальных слов «Сна» «си ночь» как «сыновчь».
Однако это не так. При субъекте «сыновчь» (имеются в виду Игорь и
Всеволод) глаголы «одевахуть», «чръпахуть», «сыпахуть» и «негуютъ»
должны были бы иметь двойственное, а не множественное число. Дело и в
том, что «сыновчь», если бы оно было у Поэта, нарушало бы загадочность
сна: ни боярам, ни Святославу не надо было бы отгадывать главного —
таинственных невидимок. Когда же в протографе стоит «си ночь», то надо
отгадать, кто были злодеи. Процесс отгадывания в этом случае идёт
естественным путём, от частного и относительно понятного — к общему,
наиболее загадочному.
И бояре, и Поэт, и Святослав ясно
понимают, что поход Игоря и Всеволода стал причиной новых бедствий для
Руси. Но бояре не затрагивают вопроса о том, что поход подрывает власть
великого князя. Поэт, как и Святослав, считает поход ударом по престижу и
могуществу центральной власти. Поэтому Святослав осуждает их
самостийные действия. Игорь и Всеволод, говоря иносказательно, стали
новыми «досками», которые выпали из‑под князька златоверхой
крыши–власти, ещё более ослабив её. По этой же причине Святослав
критически отзывается о родном брате Ярославе, князе Черниговском; «Уже
не вижу я рядом с собою могучего, богатого брата моего Ярослава…».
Святослав лишился его поддержки в грозный момент обороны от половцев
потому — и это было хорошо известно современникам, — что тот уклонялся
от участия в совместных походах на половцев. Отрицательная оценка
нежелания Ярослава совместно выступать против общих врагов скрытно уже
содержится в символе «Крыша Златоверхого Терема без Князька». Ярослав
тоже расшатывает устойчивость государственной власти, хотя делает это
иначе, чем Игорь и Всеволод.
Угроза для государства, исходящая от
сепаратной политики Игоря и Всеволода или от уклончивой политики
Ярослава, затрагивает фундамент Златоверхого Терема. Игорь и Всеволод
неверно понимают дедовские заветы: «Нъ рекосте: «Мужаимеся сами, преднюю
славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ» («Но сказали вы: не
занимать нам мужества чужого, былую славу завоюем сами, а новую •—
поделим меж собою»). «Предняя» (былая) слава, о которой мечтают братья,
означает славу, завоёванную предками. Следовательно, «предняя» слава не
только не исключает «славы» Олега Еориславича, но прямо имеет её в виду —
подобно ему, Игорь и Всеволод не желают делиться славой даже со
старшими родственниками. Вся слава, какая была, есть и будет, должна
принадлежать только им! Девиз молодых Ольговичей, процитированный
Святославом, обнажает тогдашнюю психологическую основу сепаратизма в
политике — «умопомешательство» на воинской славе, которая
символизировала и честь, и доблесть, и геройство, но также и власть, и
богатство, а потому её вполне можно было «поделить».
Если Ярослав был глух к звону
«прадедней славы» и не желал воевать за пределами вотчины, близоруко
отделяя её интересы от интересов Руси, то Игорь и Всеволод, напротив,
были настолько оглушены звоном славы, что не услышали голоса своего
разума и в честолюбивой опрометчивости с малыми силами ринулись
«воевать» в Половецкую землю. Крайности сходятся — пренебрежение славой
предков и мечта присвоить себе всю славу дают в политике один и тот же
результат: сепаратизм, раскол государства.
Девиз Ольговичей звучит вызывающе.
«Мужаимеся сами», то есть «мы одни справимся» с врагом — если бы так
действительно получилось, то Святославу пришлось бы потом воевать с
Игорем и Всеволодом. Однако Святослав прозревает то, чего братья не
видят: самостийный поход окончится провалом, а самонадеянное хвастовство
обернётся невольным пособничеством врагам Руси.
Вызов молодых Ольговичей Святослав
принимает и великолепно защищается: «А разве диво, братья, старому
помолодеть?! Когда сокол три линьки пройдёт — высоко птицу бьёт и в
обиду гнезда своего не даёт». Снова Поэт черпает мудрость у Природы и
устами Святослава учит этому молодых князей. Символический образ Сокола
Трех Линек или Помолодевшего Старика парадоксально и ярко выражает мысль
о том, что Соколам Высокого Полета для победы над сильным врагом
необходимо, кроме мощи, обладать солидным опытом и умением. Врагов надо
бить так, чтобы Родина (своё гнездо) в итоге была надёжно защищена, а не
так, как Игорь, результатом похода которого было, помимо разгрома его
войска, новое опустошительное нашествие врага на Русь.
Самонадеянному девизу Игоря и
Всеволода Святослав противопоставляет своё понимание событий: «Но вот
зло: не хотят пособить мне князья — вспять времена обратились! Тут под
Римовом стонут от сабель половецких, там Владимир — от ран. Горе и
скорбь — удел Глебова сына!» Сепаратная внешняя политика князей — таково
подлинное зло Руси, ибо даже сильное государство без единого
руководства при первом же потрясении грозит развалиться, подобно Крыше
Златоверхого Терема без Князька. За примерами недалеко ходить: взятие
половцами города Римова, поражение и смертельное ранение Владимира
Глебовича Переяславского — вот очевидные последствия самоуверенного
сепаратизма, а также и эгоистического нейтрализма Ярослава
Черниговского, который быстрее всех мог помочь Переяславлю, но не сделал
ничего, хотя имел сильное войско.
Объясняя причины подобного поведения
князей, Святослав говорит: «Наниче ся годины обратиша!». Смысл стиха,
думается, в том, что времена как бы вывернулись наизнанку, и «заднее»
стало «передним», что вернулись давние времена племенного княжения и,
как в IX веке или ранее, князья действуют разобщённо, каждый сам по
себе. На философском уровне осмысления событий Святослав находится во
власти мифологических представлений о циклическом движении времени.
Однако и тут его взгляду чужд фатализм: он сознаёт, что со злом надо
бороться, и понимает, к чему надо стремиться. Даже родственные чувства
Святослав смог подчинить общему долгу защиты Родины и занял
принципиальную политическую и нравственную позицию по отношению к Игорю,
Всеволоду и Ярославу Черниговскому. Думается, по этой причине Поэт и
называет его «великим», прилагая эпитет не к княжескому титулу, а лично к
Святославу. В другом месте Поэт высоко оценивает и его полководческий
талант, но здесь речь идёт о политике и человеке.
Святослав ясно сознаёт, что поведение
человека определяется не только характером, но и воспитанием. Поэтому он
не теряет надежды повлиять на Ярослава и других родственников и
напоминает им о звоне славы их прадеда, Святослава Ярославина. Эта
слава, пиком которой был разгром и пленение в 1068 году половецкого хана
Шаруканя, до сих пор нагоняет страх на половцев и помогает войскам
Ярослава побеждать их одним «кликом», «без щитов, с ножами засапожными».
Гипербола оттеняет верную мысль Поэта о живой силе традиции и о её
реальном военном значении в течение длительного времени. Прошлое Руси
ободряет Святослава, а настоящее глубоко тревожит его, но не
обескураживает. В традициях Руси видится ему источник веры в победу над
половцами. Дело лишь за тем, чтобы активно использовать военное наследие
«дедов».
На этом изъяснение «Сна» Святославом
заканчивается, а потому заканчивается, на наш взгляд, и «Золотое Слово,
Смешанное со Слезами»: тема его исчерпана, и все загадочное получило
истолкование. Поэт дал высокую оценку слову Святослава, назвав его
«золотым», и самому Святославу, назвав его «великим».
Стилистически особенное в «Золотом
Слове» выражено в его названии: слово вперемешку со слезами означает
сочетание трезвой мудрости с лиризмом, критики с пониманием и
сочувствием к тем, кого князь критикует. Для «Золотого Слова» характерна
проникновенная отечески–поучительная интонация — следствие обращения
старшего к младшим с намерением показать их ошибки и убедить их в своей
правоте. Эта интонация заменяется объективно сторонней, начиная со слов
«Великий князь Всеволод!» — знак того, что вместо Святослава взял слово
Поэт. |