О Бояне мы судим со слов Поэта. Но Поэта гениального, а значит, глубоко проницательного и правдивого.
Образ мыслей Бояна можно, пожалуй,
определить как позднемифологический. Система двоичных противопоставлений
является методом бояновского мышления и живо ощущается в построении
предложения. Он верит в физическое существование души человека после его
смерти. Образ Мирового Дерева связывает воедино пространство–время и
все уровни мифологического мироздания. Свой князь или воин — всегда
сокол, чужой — галка. Образ идеального героя, естественно, сливается с
образом его творца, а оба они — продолжатели дела своих богов. О богах и
их достойных «внуках» и слагает Боян песни–мифы, песни–гимны и «славы».
Кровно–родственные связи продолжают сохранять объединяющее значение и
быть причиной серьёзнейших дел, например, войны против внешних врагов.
Для мифологического мировосприятия,
где дела человека предопределены раз и навсегда, а пространство–время
неизменно от века и во веки, творческий метод («замышление») поэта тоже
должен быть неизменно одинаковым, а само «песнетворчество» должно
подтверждать установившееся представление о человеке, природе и богах.
Поэтому и внутренний мир его героев всегда одинаков.
Сила Бояна — в полном слиянии с
народом. С этим связана и его ограниченность: он лишён способности
увидеть народ и себя в развитии, в борьбе внутренних противоречий. Образ
мыслей и художественный язык Бояна близки и понятны народу. Как поэт он
воспитывался на фольклоре, на освоении и разработке его достижений.
Поэтический язык с очевидностью обнаруживает это родство — отрицательный
параллелизм, постоянные и тавтологические эпитеты, любовь к
гиперболизации, народная метонимия (название реки, место народа) и т. п.
Бравурный интонационный строй, радостная, «победная» тональность
пронизывают творения Бояна, как и героический народный эпос, Боян —
песнотворец редкостного дарования и высокой поэтической культуры. Его
гиперболы изящны и оригинальны, его речь не терпит лишних слов. Фраза
Бояна точна, проста и благозвучна. Стиль в целом оставляет впечатление
продуманной завершённости.
Боян мастерски владеет различными
способами ритмической организации текста, которую он тесно увязывает с
содержанием, подчиняет замыслу. Сравните, например, торжественное
обращение Всеволода к Игорю с походным ритмом «песни» о курянах.
Великолепна полнозвучная рифма Бояна! И не только древнерусская,
вокалическая («комони» — «готови», «а мои ти куряни» — «сведоми
къмети»), но и вполне современная «възлелеяны» — «въскръмлеяи», «ведоми»
— «знаеми» и т. д.
Поэтическая речь Бояна покоряет
естественной музыкальностью, свободой и вдохновением мастерской
импровизации. Именно эти её достоинства и выразил Поэт глаголом
«растекашется». Уместно напомнить, что Боян был, видимо, выдающимся
исполнителем своих «песен» на гуслях и что, наверное, было истинным
эстетическим наслаждением слушать гениальные творения в музыкальном
сопровождении автора.
Для меня несомненно, что до создания
«Слова» Поэт писал по «замышлению Бояна», учился у него. Называя Бояна
«внуком Велеса» и «соловьём», он тем самым даёт его песне творчеству
столь высокую оценку, что её современным эквивалентом может быть только
«гений».
Образ Бояна, созданный Поэтом,
позволяет предположить, что творения Бояна пользовались огромной
популярностью, и потому, наверное, оказали влияние на народное
творчество, что сложилась бояновская традиция «песнетворчества» на Руси,
поклонники которой в одно время с Поэтом сочиняли «ратные повести» о
походе Игоря. |