Суббота, 27.04.2024, 02:17


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Задание 163
19:36
Задание 163
В мировой культуре немало произведений, специально посвященных самому главному в этой жизни - Любви, Смыслу существования, Смерти. Такие тексты называют экзистенциальными. Эк-зи-стен-ция по-латыни и значит существование.

Одно из лучших стихотворений Марины Цветаевой на эту тему - "Уж сколько их упало в эту бездну...".

В этом стихотворении есть "темное место". Это строфа:

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! -

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви...

Чтобы понять эту строфу и интонационно правильно ее прочитать, нужно разобраться в синтаксической структуре составляющего ее предложения.

 

1. Простое это предложение или сложное? Сколько в нем грамматических основ? Зачем в предложении два тире, что они выделяют? Как называется эта конструкция?

2. К какому значению слова что мы привыкли больше, так как оно встречается чаще? Каково значение слова что в этом предло­жении? Как можно "перевести", выразить по-другому смысл этой вставной конструкции? Встречались ли вам в жизни или в худо­жественной литературе похожие по смыслу восклицания?

3. Как интонационно правильно прочитать строфу?


Ответ

1. В строфе два предложения. Восстановим в первом из них прямой порядок слов (это можно делать только в исследова­тельских целях, в целях понимания): Я обращаюсь к вам, всем с требованьем веры и с просьбой о любви. Второе предложение - вставная конструкция, она-то и выделена двумя тире. Сложность ее понимания - в том, что здесь заключены две мысли: "Я ни в чем не знала меры" и "Что мне чужие и свои!".

2. Слово что мы обычно воспринимаем как союз:

Сказал, что у меня соперниц нет...

(А. Ахматова.)

Застынет все, что пело и боролось...

(М. Цветаева.)

 

                В анализируемом нами предложении что - вопросительное местоимение, а сама конструкция - риторический вопрос, то есть утверждение.

Суждение "Что мне чужие и свои!", его мысль можно "перевести" так: «Какое мне дело до разницы между "своими" и "чужими" - для меня все равны!»

Такая же конструкция - в цитате из Шекспира, ставшей крылатыми словами: "Что он Гекубе? Что ему Гекуба?"

Риторический вопрос - принадлежность книжной речи, но иногда, под воздействием чувств (например, чувства досады), и вы можете воскликнуть: "Что мне твой Сашка!", подразумевая, что вам нет до этого Сашки дела.

3. Все выясненные нами смыслы оборота "Что мне ... чу­жие и свои!" нужно помнить — и при чтении обязательно делать сильный акцент на слове что, произнося его с вопросительно-восклицательной интонацией:

К вам всем - ЧТО мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! -

Прочитайте полный текст  стихотворения М. Цветаевой.

 

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

 

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

 И золото волос.

 

И будет жизнь с ее насущным хлебом,          

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом            

И не было меня!

 

Изменчивой, как дети, в каждой мине

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,

 

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе... -

- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

 

- К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! -

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви:

 

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,

 

За то, что мне - прямая неизбежность –

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность –

И слишком гордый вид,

 

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

- Послушайте! - Еще меня любите

За то, что я умру.

8 декабря 1913 г.

Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 1338 | Добавил: admin | Теги: юный филоло, учителю-словеснику, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, факультативные занятия по литератур, практикум по русской литературе, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0