Филологический анализ текста – старая
и вечно новая проблема. Научиться анализировать
художественный текст – значит научиться его
понимать, и чем глубже анализ, тем глубже
понимание. Пути анализа текста бесконечны и
разнообразны. Не случайно терпят поражение общие
схемы анализа – они неизбежно связываются с
формальным, сухим, безжизненным подходом к
одному из самых увлекательных занятий
лингвистики.
Как произведение искусства
художественный текст двойствен. С одной стороны,
он строго ограничен рамками языка. С другой
стороны – в нем проявляется ничем не
ограниченная творческая свобода.
Как п
...
Читать дальше »
|
В 11-м классе, анализируя повесть И.А. Бунина
«Митина любовь», мы вместе с учащимися обращаем
внимание на стихотворение, которое нам
понадобится в дальнейшем и которое звучит в
тексте повести в устах Кати. Это известное
стихотворение А.А. Блока «Девушка пела в
церковном хоре», и оно проявляет сущность
названного произведения из бунинского цикла
«Темные аллеи».
Важно обратить внимание на совершенно
неправильное понимание и истолкование самого
стихотворения, которое становится «камнем
преткновения» для большинства, особенно если
дети (а речь идет о современных детях, для которых
компьютер – свет в окошке) не приучены получать
закодированную в некот
...
Читать дальше »
|
В начале анализа разбиваем текст на
композиционные единицы, соответствующие
синтаксическому строю произведений.
1) Кикимора
2) На петушке ворот, // крутя
курносым носом, // с ужимкою крещенской маски, //
затейливо Кикимора уселась // и чистит бережно
свое копытце. //
3) – Га! – прыснул тонкий голосок, //
– ха! ищи! А шапка вон на жерди... // 4) Хи-хи!..
хи-хи! // 5) А тот как чебурахнулся,
споткнувшись // на гладком месте!.. // 6)
Лебедкам-молодухам/ намяла я бока... // 7) Га!
ха-
...
Читать дальше »
|
Важно,
чтобы наши ученики понимали: метафора или
сравнение – не просто украшение
стихотворения, только восприняв и осмыслив все
языковые особенности поэтического произведения,
мы приблизимся к его пониманию. Сейчас, кажется,
этого уже никто не оспаривает. И тем не менее
известный литературовед может написать в своей
статье: «Думается, что главная мысль
стихотворения заключена в его первой строке».
Речь идет об одном стихотворении Тютчева.
Рассмотрим на его примере, как в
действительности могут влиять тропы на смысл
поэтического высказывания.
14-е декабря 1825 года
...
Читать дальше »
|
|