Четверг, 30.10.2014, 18:08
    У Ч И Т Е Л Ь  С Л О В Е С Н О С Т И
Приветствую Вас Гость | RSS
ЦИТАТЫ О ЯЗЫКЕ   ЧУДИКИ   ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ

Категории раздела
ДРЕВНИЕ ЭПОХИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ [41]
АЛЕКСАНДР ДЮМА [33]
ДРАМАТУРГИ [9]
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ [12]

Статистика

Онлайн всего: 51
Гостей: 51
Пользователей: 0

Форма входа


Интересно прочитать

Главная » Статьи » ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА » АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Космические образы в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц
Тема взаимоотношений добра и зла, прекрасного и безобразного, человека и общества всегда актуальна.

В наше время актуальность темы бесспорна, ибо нравственные и моральные ценности меняются не в лучшую сторону. Ребёнок является в наш мир с чистой душой, и  от взрослых зависит, с какой стороны откроется для него мир и какие нравственные ценности и добродетели будут привиты душе ребёнка. Об этих ценностях пишет Антуан де Сент-Экзюпери в своём произведении «Маленький принц».

Произведение Антуана де Сент-Экзюпери - одно из самых читаемых в мире.

Цель работы - на основе анализа космических образов  сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери показать важность обращения к духовной жизни человека, чтобы через это обращение человек оценил свое духовно-нравственное состояние.

Взаимосвязь философии сказки «Маленький принц» с идеями русского космизма и христианским мировоззрением.

В одном письме Антуан де Сент - Экзюпери признался матери: «Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь, что сказать».

Ему, человеку с философским восприятием мира, было, что сказать.

Незадолго до своей смерти Антуан де Сент-Экзюпери написал одну небольшую философскую сказку  «Маленький принц». О чем она? О самом важном в этой жизни: о людях и их душе, о пороках и добродетелях, о жизни на планете Земля,  всё чаще такой неласковой, но любимой и единственной.

Его мировоззрение, отраженное на страницах  книги, сочетается с философским направлением, которое называется русский космизм. В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы во Вселенной взаимосвязаны с процессами на более низком уровне. Перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. То есть, каков человек, таково и общество, каково общество, такова и Вселенная.

Эту мысль разделяла целая плеяда русских ученых ХIX – XX веков:     В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский,     А. Л. Чижевский, Н. А. Бердяев и др.

Но ещё до этого философского направления  святые отцы писали о человеке, его душе, о связи души с мирозданием, созданным Богом. Эти учителя Вселенской церкви, как написано в предисловии к «Добротолюбию»,  имели «ум богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них ещё при жизни на земле зрели Бога».

Можно смело сказать, что русские философы, писавшие о космизме, в основу своих мыслей брали христианское православное мировоззрение, христианское представление о людях, о душе, о Боге.

Именно поэтому я буду использовать при анализе текста, в качестве подтверждения своих мыслей,  слова Святых Отцов Церкви.

 

Космические образы в сказке «Маленький принц».

Образы философской сказки глубоко символичны. Образы именно символичны, это обозначения с помощью конкретных, вещных образов не просто абстрактных, но духовных понятий, не поддающихся  точному и однозначному определению на земном языке. Поэтому символ изначально многозначен и неисчерпаем.

В развёрнутом виде символ – это притча, и тогда сказка «Маленький принц» - это не просто произведение, наполненное символами, но и само оно в целом сказка-символ, сказка-притча о человеке и человечестве.

Всё человечество - Вселенная. Каждый человек в этой Вселенной – планета. Планета – образ  души. И люди воспринимают мир с точки зрения своих внутренних ценностей и установок. Поэтому, знакомясь с новым  человеком, мы открываем для себя новую планету.

Антуан де Сент-Экзюпери был лётчик и любил небо. Когда человек поднимается в небо и смотрит на землю сверху, его отношение к миру и жизни подчас меняется. Всё мелочное становится бессмысленным и исчезает, потому что  в небе царят торжество и покой. На фоне вечного космоса автор показывает нам добродетели и пороки. Автор стёр национальные границы. Все люди равны. Всё зависит от их взглядов, качеств души и отношения к мирозданию.

Всё это находит отражение в книге «Маленький принц», где люди представлены  в виде хозяев своих собственных планет. Рассмотрим основные образы-символы.

 

Космос – главное место действия сказки.

Астероид - небольшое планетоподобное небесное тело Солнечной системы. И если планета – это образ души человека, то астероид – образ не полной  души, а её доминирующего качества. Именно так автор выделяет и показывает нам более выпукло определённые пороки и добродетели души.

 

Планета-душа Маленького принца.

        Главный герой – Маленький принц.  Это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей, поступков и собственной жизни. Поэтому герой сказки отправляется в странствие с целью «найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь».

Маленький принц – идеальный человек.  Разум его – разум ребёнка по чистоте и незамутненности. Он искренний, непосредственный и наивный. Встречаясь в своём странствии с взрослыми людьми, он легко видит нелепость и абсурдность их претензий, бессмысленность действий. Вспомним, что Господь в Евангелии говорит именно про маленьких детей, что «таковых есть Царствие Божие» (Евангелие от Марка Гл.10).

Маленький принц встречается в путешествии со многими людьми, совершенно разными на первый взгляд, но всех их объединяет одно: они взрослые, а значит, они смотрят на жизнь сквозь призму царящих во взрослом обществе условностей и не видят истинного смысла вещей.

 

  Астероид Короля.

        «На первом астероиде жил король, облаченный в пурпур и  горностай, он восседал на троне - очень простом и все же величественном».  Маленький принц попал на планету к королю-гордецу. Вот как о нем говорит автор:   «Он не знал,  что короли смотрят  на мир очень  упрощенно:  для  них все люди - подданные». Король живёт один на планете и думает, что может управлять всем, даже звёздами. Всю планету короля покрывала его мантия.

        Маленький принц так устал после полёта, что  нечаянно зевнул. Король отругал его за это и сказал, что этикет не позволяет зевать. А потом велел ему зевать, потому что  давно не видел, как человек это делает.

        Мы видим, как  гордость человеческая  доходит до абсурда, а король этого не замечает. Гордость затмила его разум.

        Король говорил только о себе, о том, какой он великий и всесильный, но в самом деле от был глуп и слаб.

        «Гордость есть огромная вывеска малой и низкой души». Это слова Святого Филарета, митрополита Московского.

 

  Астероид Честолюбца.

        На второй планете жил честолюбец. Честолюбие – это стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, всегда сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям.

        «Тщеславные люди глухи ко всему,  кроме похвалы», -  пишет Экзюпери про честолюбца. Он подтверждает слова Святого Григория Богослова: «Всего легче обмануть себя и, надмеваясь пустой славой, почитать себя чем-то, будучи ничем».

        Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку.

 «-  Почитать - значит  признавать,  что  на  этой  планете  я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

     - Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

     - Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

     - Я восхищаюсь, - сказал  Маленький принц, слегка пожав плечами,  -

но что тебе от этого за радость?».

       

  Астероид Пьяницы.

           «На следующей  планете  жил  пьяница.  Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело». Этот герой – слаб духом. Он осознает свой порок,  испытывает угрызения совести, но порок врос в его душу. 

        «Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни»,- говорил  в древности философ Демокрит. Любой грех есть болезнь души и считается одной из самых страшных болезней, которой святые призывали бояться. Вот как пишет святитель Тихон Задонский: «Бойся неумеренного употребления горячих напитков как огня гиенского».

         В отношении Маленького принца к пьянице отражено христианское отношение к людям, больным грехами. Презирать таких людей нельзя. Нужно ненавидеть грехи, а не человека.

       

  Астероид Дельца.

      На этом астероиде жил деловой человек. Его пороком была жажда приобретения и желание владеть всем. Он скрупулезно считает, сколько у него звёзд, не замечая окружающей жизни. Бессмысленное, пожирающее жизнь занятие пересчитывания звёзд он называет «серьёзным делом».

        Маленький  принц не может понять смысла владения звездами. Он видит бесполезность этой жизни: «Если у меня есть шелковый платок,  я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой,  - сказал он.  - Если у меня есть цветок,  я могу  его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!»

        « У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У

меня есть три вулкана,  я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже.  Мало ли что может случиться.  И моим вулканам,  и  моему цветку  полезно,  что  я  ими  владею.  А  звездам  от  тебя нет никакой пользы...»

        Жизнь такого человека не приносит пользы ни ему самому, и никому из людей: «Скупой собирает только для того, чтобы собирать. Он не удовлетворяет своих потребностей – он отказывает себе в них», - писал святой Василий Великий.

 Астероид Фонарщика.

      Маленький принц познакомился с фонарщиком, который постоянно гасил и зажигал фонарь:  у него был уговор это делать. Казалось бы, зажигать и гасить фонарь - такое  же нелепое занятие, как пересчитывать звёзды. Всё это происходит «…на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов ни жителей…». Однако Маленький принц своими словами доказывает нам, что этот  человек приносит пользу своей работой: «Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как  король, честолюбец, делец и пьяница.  В  его работе все-таки есть смысл.   Когда он  зажигает  свой  фонарь  -  как  будто  рождается еще одна звезда или цветок.   А  когда  он  гасит  фонарь  -  как  будто  звезда  или цветок засыпают.  Прекрасное  занятие.  Это  по-настоящему полезно, потому  что красиво».

         По мнению Маленького принца, фонарщик обладает такой добродетелью, как верность своему слову. Фонарщик - полная противоположность тем людям, которых уже встречал Маленький принц. Ему чужды зависть, гордость, жадность. «Вот человек, - сказал себе Маленький принц, продолжая путь, -  вот человек, которого  все стали  бы презирать  - и  король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не  смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе».

        Мы можем согласиться с Маленьким принцем, что самым лучшим другом из тех, кого он встретил, мог быть только фонарщик: Он думает не только о себе и остается верен своему слову.

         Но на его планете хватало места только для одного человека. Значит, если  планет -  душа, то его душа - маленькая. Он не желал развиваться, он занимался только одним делом.  Но Маленький принц сумел увидеть и оценить в этой душе преданность делу и умение держать своё слово.

 

2.8  Астероид Географа.

         Эта планета ученого-географа, который считал себя учёным, хотя не знал на самом деле ничего из того, что входило в его прямые обязанности как географа. Он сидел за своим письменным столом и ждал, когда появится кто-то, кто расскажет ему о том, какие географические объекты существуют на его планете. При этом он считает свою науку самой важной на свете, Но ему были важны только сведения о том, где что находится. Он не мечтал о путешествиях и не знал, есть ли на его планете моря и горы. Маленький принц  был удивлен этому. Он не видел смысла в такой работе, и не мог понять для чего географу все его знания. Ведь он даже не мог поделиться ими.

        По мнению св. аввы Фалассия, «ум, мечтающий о своей мудрости, есть безводный облак, носимый ветрами тщеславия и гордости».

        Если ты обладаешь знаниями, то наибольший смысл владения ими - это использование их на благо людей. Можно привести следующий пример из жизни Н. В. Гоголя.  Николай Васильевич много путешествовал и в конце жизни мечтал написать учебник по географии, обосновывая это желание так: «Чтобы человек, стоя на своей земле, слышал свою землю».

 

  Планета Земля.

      В космосе все пороки и добродетели выявлены. Автор подчеркивает, что здесь, на Земле - скопление всех пороков и добродетелей, которые перемешаны в людях, составляющих общество. Поэтому они незаметны. «Земля -  планета  не простая!  На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе,  конечно,  и негритянских),  семь тысяч географов, девятьсот  тысяч  дельцов,  семь  с  половиной миллионов пьяниц,  триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого, около двух миллиардов взрослых».

          Часто мы не замечаем этих пороков. Они стали привычны. Но разве это хорошо: делать привычным, нормой жизни гордость, эгоизм, жадность, пьянство?

Змея.

        Первой, кого встретил Маленький принц  на земле, была Змея. Змея, в моем понимании, является образом смерти, которая преследует человека всю жизнь. Можно предположить, что Экзюпери придал смерти вид змеи, опираясь на библейского змея - искусителя, который толкнул Еву и Адама на первый грех и привел их к смерти.

        Принц прибыл на Землю. И первое, о чем он узнал - уйти с Земли можно лишь с помощью смерти. «Мне жаль тебя, - продолжала змея.   - Ты так слаб на этой  Земле, жесткой, как  гранит.   В тот  день, когда  ты горько  пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...»

        Мы никогда не сможем узнать силы страха смерти, пока она не коснётся нас. Смерть -  могущественная. Она не смотрит на твой социальный статус, на твои финансы и на все остальное. Она просто заберёт тебя, не спрашивая твоего мнения. Могущественность смерти автор описал так:

  «- Странное ты существо, - сказал он.  - Не толще пальца...

     - Но  могущества у  меня больше,  чем в  пальце короля, - возразила

змея.

     Маленький принц улыбнулся:

     - Ну, разве ты уж такая могущественная?  У тебя даже лап нет. Ты  и

путешествовать не можешь...

     - Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея».

       Святой Нил Синайский пишет: «Родился ты, чтобы тебе умереть; умираешь, чтобы жить». И змея не говорит о смерти, как о чем-то конечном. Она говорит о смерти, как о переходе в другую жизнь.

       

Лис.

        Маленький принц встретил Лиса. Лис стал для него настоящим другом, мнением которого он очень дорожил и старался запомнить каждое слово. Лис - символ мудрости. Именно Лис открыл Маленькому принцу сущность дружбы и сущность настоящей любви.

         Лис открыл Маленькому принцу истину мира: «Самого главного глазами не увидишь». Главное – это не положение в обществе, не богатство. Главное – это понимание, бескорыстие, верность, любовь.

        Ещё одну важную вещь узнал Маленький принц: человек в ответе за тех, кого полюбил. «Приручил,» -как говорил Лис.

 

 

 

Лётчик

      Последним другом на земле для Принца стал лётчик.

        Лётчик - это образ взрослого человека, как бы посланца с «планеты-мира взрослых».

        Он попал в аварию в пустыне.  Давно замечено, что человек, находясь в экстремальной  ситуации -  на  грани жизни и смерти -  словно заново переживает, переосмысливает свою  жизнь,  дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное. А Маленький принц своим наивным восприятием жизни, воображением, возвращает лётчика в мир детства, фантазии, когда можешь видеть барашка сквозь нарисованный ящик.

 

    Самого главного глазами не увидишь.

Через всю сказку проходит главная мысль Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».

 Маленький принц может видеть барашка сквозь стены. Это подтверждает, что он - ребёнок, который не утратил дара фантазии. Фантазия преображает мир. Скучное на первый взгляд она  делает интересным.

        Планету Маленького принца и астероиды нельзя увидеть через телескоп. Они очень маленькие и незаметные. Эта деталь не случайна. Иногда мы не замечаем доброго отношения, а порой и любви, которая проявляется не явно. А ещё Экзюпери показывает нам это на примере отношений Розы и Маленького принца. «Ничего я тогда не понимал!   Надо было судить не по словам, а  по делам. Она дарила мне свой аромат,  озаряла мою жизнь.  Я не  должен был бежать. За  этими жалкими  хитростями и  уловками я  должен был  угадать нежность.  Цветы так непоследовательны!   Но я был слишком молод, я  еще не умел любить».

        Есть и пороки, которые «глазами не увидишь». Они въелись в нашу жизнь, они вредны и опасны. Автор показывает это  на примере баобабов, которые росли на планете Маленького принца.

                 Баобаб – образ греха. Каждый день мы должны следить за своей душой и не давать разрастаться  грехам, так же старательно, как это делал Маленький принц, выпалывая ежедневно ростки баобабов. Сначала они совсем незаметные, но если дать им волю, они уничтожат нашу душу и убьют  всё прекрасное, что в ней есть. «Если дашь волю баобабам, беды не миновать».

Когда лётчик несёт спящего Маленького принца к колодцу, и он наконец начинает понимать: «…Всё это только оболочка. Самое главное глазами не увидишь». Нельзя увидеть нежность, невинность глазом. Её нужно чувствовать сердцем, и это самое главное.

        Ещё мне хочется сказать о колодце.

        Запылённый, утомлённый лётчик идёт по безводной пустыне и несёт на руках Маленького принца, и вдруг среди песков он видит колодец, простой деревенский колодец! Не сон ли это?

        « Как  странно,   -  сказал  я   Маленькому  принцу,  -   тут  все приготовлено: и ворот, и ведро, и веревка...»

        Почему вдруг появился этот колодец на их пути?

        Оба героя прошли сложный духовный путь и заслужили этот Божественный дар как исток  жизни.

 

Заключение

Оливье д’Агэ, внучатый племянник писателя, хорошо, кратко и очень точно описал смысл произведения своего дяди:  «Пустыня, ребенок, летчик, роза, барашек и лис... Философская и поэтичная сказка «Маленький Принц» объединяет одновременно и разные культуры, и сердца многих людей, потому что пробуждает в нас лучшие чувства, очаровывает и не перестает удивлять».

         Огромный успех этой философской сказки объясняется глубиной размышлений автора на всеобщие темы, которые он рассматривает под видом сказки для детей.

Маленький принц очень отличается от других сказочных героев, фэнтази-героев, наделенных волшебством,  сверхсилами. Наоборот, автор показывает его хрупкость на фоне большого и не всегда дружелюбного мира.

         Всё в этой книге символично. В ней нет ничего случайного. От безграничного Космоса до Маленького принца. Несмотря на всю сложность и  философскую глубину книги, она понятна и ребёнку, и взрослому.

Категория: АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 4280 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ главы, анализ на уроках литературы | Рейтинг: 5.0/1
ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ














Обучаем играючи








Для тех, кто учится и учит!


ПОЗНАЙКО


Презентации к урокам





портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2014  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Создать сайт бесплатно