Воскресенье, 04.12.2016, 00:56

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ДРЕВНИЕ ЭПОХИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ [41]
АЛЕКСАНДР ДЮМА [33]
ДРАМАТУРГИ [9]
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ [12]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА » АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Х.К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик». Традиционный мотив и точка зрения персонажа

Задачи: увидеть в составе событий традиционные сказочные мотивы и назвать их; определить, с чьей точки зрения показано каждое событие; выстроить события с точки зрения оловянного солдатика и с точки зрения людей; попытаться определить отношение повествователя к рассказанной им истории.

Размышления по поводу смысла событий и сюжета в сказке Андерсена можно начинать с выяснения впечатления, полученного учениками при первом чтении. Большинство детей высказывает мнение, что сказка грустная, несмотря на фольклорные мотивы, которые могли бы обеспечить счастливый конец истории.

Объяснить, как же складывается такое впечатление, позволяет пристальное рассматривание каждого события в нескольких аспектах. Предмет наблюдений последовательно указывается ученикам в вопросах:

— с чьей точки зрения описывается происходящее?

— как понимают и оценивают события одна и вторая сторона?

— учитывается ли в повествовании точка зрения читателя, как происходит переход с одной точки зрения на другую?

— связаны ли между собой события, наблюдаемые каждой из сторон.

Некоторая сложность в рассмотрении фрагментов текста заключается в том, что наблюдение за элементами художественной реальности в произведении Х.К. Андерсена следует проводить сразу во всех перечисленных аспектах. Но если не торопиться, то могут получиться интересные рассуждения.

Например, в начальном фрагменте сказки сочетаются по крайней мере две точки зрения (или два взгляда) на один и тот же предмет — коробку с оловянными солдатиками. Кроме того, здесь важна интонация повествования и соединение деталей.

Так, первая фраза принадлежит повествователю, и по её строению слушателю-ребёнку (или читателю-ученику) понятно, что это начало сказки: "Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились…” Следующее за этими словами объяснение переводит сказочное начало в обыденное (для читателя-взрослого): "… от старой оловянной ложки”.

Во второй фразе сочетается взгляд повествователя со взглядом ребёнка: "Ружьё на плече, смотрят прямо перед собой, а мундир-то какой великолепный — красный с синим!”

Следующая фраза опять от лица повествователя, который сообщает, что солдатики необыкновенные — они понимают человеческую речь и слышат, как кто-то кричит: "Ой, оловянные солдатики!” (то есть сказка продолжается).

Затем тот же повествователь объясняет, что произошло на самом деле: "Это закричал маленький мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он тут же расставил их на столе”. (Можно сказать, что это взгляд обыденный, взгляд взрослого человека.)

Далее сообщается, что "все солдатики были совершенно одинаковые, и только один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога…”, то есть намекается на чудесное происхождение братьев-солдатиков, а затем даётся обычное (не чудесное) объяснение этой особенности: "…потому что его отливали последним, и олова не хватило”.

В описании каждого последующего события сочетаются две точки зрения и две истории: взгляд ребёнка-слушателя и рассказ с точки зрения оловянного солдатика (сказочные мотивы) и взгляд читателя-взрослого и объяснение тех же событий с обычной, бытовой точки зрения.

Следующий вопрос предлагает не только определить, кому принадлежит точка зрения на происходящее (оловянному солдатику или людям) в каждом событии, но, что наиболее важно, какую позицию занимает читатель. Чьими глазами смотрит читатель на приключения игрушки-солдатика и кому он сочувствует?

Чтобы выяснить позицию читателя, ученикам предлагается рассказать историю от лица солдатика и от лица (с точки зрения людей) мальчика или кухарки. "Разведение” точек зрения на события позволит увидеть разницу в отношении автора к персонажам, выраженную через описание их поступков и переживаний. Окажется, что чувства оловянного солдатика описаны подробно, и эти чувства благородны и сильны: "оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко — ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд”, "оловянный солдатик ничуть не загордился”, "солдатик был тронут и чуть не заплакал оловянными слезами, но это было бы неприлично”; перед лицом смертельной опасности в его ушах звучит песня: "Вперёд стремись, о воин, // И смерть спокойно встреть!” и тому подобное. Поступки людей в большинстве случаев называются, но они лишены эмоциональной окраски: "кухарка взяла солдатика двумя пальцами за поясницу и понесла в комнату”, "они сделали из бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика”.

Таким образом, изображая одни и те же события одновременно с двух точек зрения, автор выстраивает два варианта сюжета — сказочный и бытовой. Несомненно, что сказочный сюжет завоёвывает симпатии маленького читателя.

В последнем задании предлагается выяснить, какую роль играет точка зрения повествователя, того, кто рассказывает историю. Ведь именно он, а не персонажи, досказывает историю до конца, соединяя два сюжетных варианта. Можно ли по заключительному событию сказки (от оловянного солдатика осталось маленькое сердечко, а от танцовщицы — чёрная обгоревшая блёстка) сделать вывод о том, насколько повествователь верит в рассказанную им историю?

Категория: АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ | Добавил: admin (28.05.2013)
Просмотров: 2076 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0