Среда, 24.04.2024, 18:43


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ДРЕВНИЕ ЭПОХИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ [41]
АЛЕКСАНДР ДЮМА [33]
ДРАМАТУРГИ [9]
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ [12]

Главная » Статьи » ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА » АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Изображение мира животных в рассказах Эрнеста Сетона-Томпсона

Русский журналист и натуралист В. Песков, вспоминая, какое огромное впечатление произвела на него, девятилетнего мальчика, книга Сетона – Томпсона «Животные герои», пишет: «Только теперь, имея уже седину, понимаешь, как важно вовремя бросить нужное зёрнышко в землю. За тридцать следующих лет я, не прочел книги более нужной, чем эта…»

С глубокой любовью и благодарностью вспоминаем мы о прочитанных в детстве книгах отечественных и зарубежных писателей, раскрывших перед нами тайны природы. Навсегда вошли в наше сознание произведения Тургенева, Некрасова, Л. Толстого, Чехова, Куприна, Р. Киплинга, Дж. Лондона, посвященные жизни животных.

Против утраты людьми чувства слитности с природой, хищнического отношения к ней встают современные писатели. 

Уже сегодня многие виды животных, находящихся на грани исчезновения, занесены в Красную книгу. Не случайно, постигая закономерность связи между процессами, происходящими в природе и общественной жизни, русские писатели – М. Пришвин, К. Паустовский, В. Бианки, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов и другие – неоднократно поднимали вопрос о необходимости бережного отношения к природным ресурсам для спасения жизни на земле. Об этом в разное время писали и наши детские писатели – Б. Житков, Н. Тихонов, Е. Чарушин, Г. Скребицкий, Н. Сладков, А. Алексин, Ю. Яковлев и другие.

Проблема экологии в наше время волнует всех, кто думает о судьбе грядущих поколений. Одним из первых задумался об общности человека и природы канадский натуралист, писатель и художник Эрнест Сетон-Томпсон (1850-1946)

 

Основная часть

 

В книге «Путь художника – натуралиста» писатель Эрнест Сетон-Томпсон отмечал: «Нет сомнения, что эта книга положила начало новому реалистическому направлению в литературе о животных. В ней правдиво обрисовано поведение животных  и такие рассказы, где животные разговаривают, и ведут себя, как люди, переодетые в шкуры зверей».  Сочетая научную точность с занимательным изложением, он создал около 40 книг. В них перед нами встает прежде всего их автор, в котором гармонически соединились увлеченный человек, живописец и учёный. 

Сетон-Томпсон на протяжении всей своей жизни не переставал напоминать людям, что лишь общение с живой природой, бережное отношение к ней может стать источником радости и понимания ценности бытия. Он много путешествовал, бывал в лесах, в прериях, в диких, нетронутых цивилизацией областях  Дальнего Севера, воспетого им в «Прериях Америки». А в 30-е годы выбрал для постройки жилища диковатое, неуютное место, чтобы остаток своих дней прожить среди природы, ещё не растоптанной человеком.

Свои удивительные открытия  и опыт писатель щедро передавал людям. Его книги раскрыли современникам неведомый им мир, в котором животные предстали близкими, родственными человеку.

Описывая поведение животных, Сетон-Томпсон выводит их из сферы сказок. Ему важна реальная географическая среда обитания, формирующая характеры его четвероногих и пернатых друзей. Зная природу многих районов, он экзотики не любил и чаще всего воссоздавал жизнь средних широт. Тончайшим образом фиксируя приметы этой среды, он одновременно смотрел на этот мир глазами художника.

Книга «Путь художника – натуралиста», помогая  проникнуть в тайны его мастерства, убедительно подтверждает: в основу его художественных произведений действительно легли достоверные наблюдения натуралиста, увиденные и описанные уже художником.

Природа выступает в его рассказах как своеобразное действующее лицо, нередко определяющее развитие сюжетов. Воссоздавая, например, картину полета протянувшихся  высоко в небе, как «живая паутина», мириадов птиц, он замечает: «Это мать-природа выметала их на юг метлой из северных ветров». Он видел красоту повсюду, и она вызывала чувство преклонения перед мудростью природы, которую до него не изображали.  Полны нежности и боли его рассказы о трагических судьбах четвероногих и пернатых. С большим мастерством проникает он  в их «психологию», вызывая сочувствие и интерес к их судьбам. В самых заглавиях сборников – «Судьба гонимых», «Животные герои» - звучит сквозной для писателя мотив конфликта человека с природой.

С горечью и неприязнью рассказывает он о бесчеловечном истреблении животных корыстолюбивыми и жестокими людьми.  С болью пишет об исчезновении последних больших стад винторогих антилоп, полном исчезновении огромных стад бизонов, гибели красоты.

Писатель становится на защиту «гонимых», как бы разделяя их «взгляды», видит в их преследователях врагов, лишенных чести и совести, занятых хищнической охотой ради долларов, а нередко и просто ради беспощадного убийства. Он называет их «кровожадными дикарями каменного века» и вершит свой нравственный суд над ними.

Но обвинять писателя в отсутствии сочувствия к людям нельзя. Он противопоставляет бездушным негодяям честных простых людей, не испорченных стяжательскими нравами.

И все же главным в его творчестве оставалось описание жизни и борьбы животных. Он знал, что в царстве дикой природы идет неумолимая борьба за существование, что выживают только сильнейшие, выносливые и отважные и потому на передний план вывел самых незаурядных представителей этого мира, стараясь увидеть в каждом из них индивидуальные, неповторимые свойства. Вспомним о тех, кто прославился, вошёл в предания – поражающем физической мощью Уэбе («Жизнь серого медведя»), мудром вороне («Серебряное пятнышко»), резвом голубе, спасающем людей во времена, когда ещё не было телеграфа («Арно»), отважном и благородном волке («Лобо»), стремительном кролике, уходившем от самых знаменитых гончих псов («Джек – боевой конек»), и многих других, способных на героические чувства и действия в борьбе с человеческой экспансией. Писатель постоянно стремится отразить их готовность к борьбе за свободу. Так, в рассказе «Мустанг-иноходец» дикая лошадь предпочитает смерть неволе: разорвав путы, бросается в пропасть, оставшись лежать там «бездыханной, но… свободной». Загнанная гончими псами серебристая лисица делает отчаянный прыжок и перебирается по движущимся льдинам на другой берег реки («Домино»). Писатель любуется благородством и верностью своих героев: они великодушны, как правило, не мстят обидчикам, горячо привязываются к тем, кто к ним добр и ласков. Для Сетона-Томпсона героизм всегда выступает в ореоле гуманизма. И это воспитывает читателей. Умный, хитрый волк бесконечно любящий свою подругу Бланку, после её гибели умирает от тоски («Лобо»). Полна драматизма и история маленькой собачки, набросившейся на свирепого медведя для спасения жизни хозяина («Глупый Билли»), и материнские страдания крольчихи Молли, проявляющей удивительную находчивость для спасения своего потомства («Рваное ушко»). С сожалением, горечью и отчаяньем автор рассказов говорит о тех, кто попал в беду. Взволновано звучит его голос, обращенный к гибнувшей птице («Арно»): «Лети обратно, голубь! О, голубь, спасайся, обгони опасные горы» и далее «Увы, он летел слишком низко! Какой злой дух спрятал охотника за верхушкой этого холма?.. Что за бес указал ему белое мелькающее пятнышко, выплывающее из лазури?..» Это обострённое чувство сопереживания, проявляемое постоянно Сетоном-Томпсоном к гибнущим «младшим братьям», ещё более усиливает эмоциональное впечатление, возбуждая в юных читателях чувства глубокого сострадания.

Особо следует остановиться на приемах очеловечивания (животные плачут, страдают, любят, ненавидят, как  люди), подчеркнув, что эти качества во многом связаны  с реальными чертами их поведения. Так, например, описание тела мустанга, «сотрясаемого от судорожных рыданий», «слез», «скатывающихся по морде», дано после сцены, рисующей отчаянную попытку дикой лошади вырваться на волю. Кажутся естественными и «монологи» Арно, устремляющегося к родным местам: «Вперед, вперед! Крыло может ослабеть, глаз померкнуть, но любовь к родине все растет». Здесь Сетон-Томпсон удачно использует несобственно-прямую речь, в которой органично сочетаются «мысли» Арно и сопереживания автора.  Привязанность Лобо к своей волчице, дружба Белогрудки и Домино объясняются прежде всего их инстинктами, и, обыгрывая эти естественные явления, домысливая их, писатель создает живые, очень понятные детям и взрослым монологи и диалоги своих героев, имеющих такое же право, как и люди, на жизнь и свободу. Эта способность чувствовать животных, читать их «мысли», пользоваться приемом изображения действительности через их восприятие знакома нашим читателям по рассказам Чехова («Каштанка»), Л. Толстого («Холстомер»). Куприна («Белый пудель»).

Категория: АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 8560 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ главы, анализ на уроках литературы | Рейтинг: 3.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0