Главные
герои романа "Учитель фехтования” - Иван Александрович Анненков и
француженка Полина Гебль, ставшая после
замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на каторге
в своей книге воспоминаний.
(Воспоминания Полины
Анненковой. М., 1929.)
Композицию этого романа Дюма
формирует, сообразуясь с теми моментами из жизни героев, которые были
зафиксированы Гризье. Богатая фантазия писателя придала хроникальному материалу
форму художественного произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной
долей вымысла.
Узловыми эпизодами сюжета
были:
Приезд Гризье в Петербург. Его
знакомства с Луизой Дюпюи ( Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского
офицера Алексея (Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками.
Военное восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в
Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе.
Итак, сюжет романа в основных своих
разветвлениях построен сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в
жизни Анненкова и его близкого друга. М.Н. Волконская в своих "Записках”
образно рисует момент приезда будущей супруги декабриста:
"Анненкова
приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая француженка, красивая,
лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела удивительно выискивать смешные
стороны в других. Тотчас по ее приезде комендант объявил ей, что уже получил
повеление его величества относительно ее свадьбы. С Анненкова, как того требует
закон, сняли кандалы, когда повели в церковь, но, по возвращении, их опять на
него надели. Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и
все время пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под
этой кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни”. ( Записки
княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
Анненков, как представил его
Дюма, особо значительной роли в движении декабристов не принимал, но он
возвеличен как человек и участник восстания, увлеченный мечтой – основать в
России республику, он отдает во имя торжества этого дела все свои средства.
Увидев, как в неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а
добровольно вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.
Романист явно обеднил
духовную сторону жизни члена Северного общества И.А. Анненкова, получившего
прекрасное образование в Московском университете. На следствии Анненков указал
на исключительное значение лекций швейцарского просветителя Дюбуа, которые он
слушал в университете: "Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо он
всегда выставлял свое правительство как единственное, не унижающее
человечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно было предметом
его шуток”.
Академик М.В. Нечкина,
выявляя рост политического сознания русских революционеров, пишет: "Поручик
кавалергардского полка декабрист Анненков, объясняя Николаю I,
почему не донес на Общество, также (как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это
честью: "Тяжело, не честно доносить на своих товарищей”. В ответ на это
Николай, вспылив, крикнул: " Вы не имеете понятия о чести!”
Столкнулись два понятия о
чести – реакционное и революционное”. (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М.,
1977, с.332.)
По показаниям Матвея
Муравьева-Апостола, Анненков наряду с Рылеевым, Н. Тургеневым, Оболенским
выражал согласие с умыслом цареубийства и установления республики. Арестованный
19 декабря Анненков был приговорен Верховным уголовным судом к 20 годам
каторжных работ с последующей ссылкой на поселение. Поскольку события романа
"Учитель фехтования” завершались в 1826 г., естественно Дюма не мог рассказать
о жизни своего героя в последовавшие за тем годы.
В Сибири Прасковья Егоровна
и Иван Александрович прожили тридцать лет. В 1854 г. их навестил находившийся в
ссылке Ф.М. Достоевский, знавший, сколько вытерпели они горя. Несколько позже
он писал П.У. Анненковой: " Я всегда буду помнить, что с самого пребывания
моего в Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне и в
товарищах моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об
этом без особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду”. (
Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
В 1856 г. И.А. Анненков с
супругой переехали на постоянное местожительство в Нижний Новгород. Здесь И.А.
Анненков служил в губернском управлении, состоял членом комитета по улучшению
быта крестьян, был избран почетным мировым судьей, принимал деятельное
участие в проведении крестьянской
реформы.
В Нижнем Новгороде Анненков
завел знакомство с литераторами. Великий украинский поэт Т.Г. Шевченко сделал
краткую запись в своем дневнике от 16 октябре 1857 г.: "На квартире у Якобы
встретился я благоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым”.
Здесь мы не будем говорить о
серьезных ошибках автора "Учителя фехтования”, допущенных им при реализации
столь сложной темы, как деятельность русских революционеров 20-х годов. Причин
тому множество. Укажем лишь те, которые ясны каждому. Прежде всего "Учитель
фехтования”, один из ранних романов Дюма, и за плечами французского писателя не
было еще его известных творений – ни "Трех мушкетеров”, ни "Графа
Монте-Кристо”, опыт создания которых помог бы ему, положить в основу эпохальное
событие русской действительности, создать масштабное художественное
произведение.
Не забудем и другого
немаловажного обстоятельства – отсутствие объективных сведений о характере
движения декабристов. Писатель мог познакомиться лишь с "Докладом следственной
комиссии” да с легендой "о нескольких злодеях и безумцах мечтавших о
возможности революции”, для которой в России не существовало благоприятных
условий.
Известный литературовед С.
Дурылин весьма объективно и содержательно охарактеризовал значение книги
французского писателя: "Роман Дюма был повествованием о декабристе, основанном
не на вымысле, а на исторической правде, и повествованию этому, вышедшему
из-под пера популярнейшего писателя современности, был обеспечен успех и
внимание широкого европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьма неприятным
сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное внимание – широкой
европейской аудитории к людям, самое имя которых для Николая I было
ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчанию сибирских пустынь,
Николай хотел казнить их жестокой казнью полного забвения. Дюма своим романом
отменял этот приговор для одного из декабристов и тем самым привлекал внимание
к судьбе всех остальных. Эти остальные героическими тенями проходят в романе”.
(Дурылин С. Александр Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32,
М., 1937,с. 513.) И действительно, стоит прочесть описание событий,
происходивших 14 декабря на Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма
всецело на стороне храбрых солдат и офицеров, принявших участие в памятном
восстании.
В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского писателя – посетит
Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в особняке Г. А.
Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постоянно собирались многие
литераторы.
У
Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А. Меем.
Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
Петербург встретил
французского писателя с искренним радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И.
Панаева пользовался в России почти такой же популярностью, как и во Франции.
В Петербурге Дюма провел
полтора месяца, затем направился в Москву. Далее он предпринял путешествие по
Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался
до Кавказа и только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.
В результате
поездки по России Александр Дюма смог создать обширный цикл очерков,
еженедельно выходивший в свет в его журнале "Монте-Кристо”. |