Из описаний любящего сына нелегко
представить себе истинный облик Мари-Луизы. Была ли она идеалом матери?
Старалась ли противиться эгоистическому желанию удерживать сына подле
себя? Непохоже. Во всяком случае, именно мимоходом сделанное Александром
сообщение о том, что она уже несколько лет является бабушкой
Александра-младшего, стало причиной ее первого инсульта. Катрин Лабе она
не жаловала. Понимала ли она, что талант сына не позволит ему жить «как
все»? Тоже вряд ли. Уход его из канцелярии герцога Орлеанского долго не
давал ей покоя, несмотря на солидные гонорары за пользовавшиеся успехом
пьесы Дюма. Но конечно же она не навязывала сыну свою волю, не давила
на него и была обычной матерью своего необычного сына.
А вот в романах Дюма можно встретить
разные образы матерей. В одном только «Графе Монте-Кристо» мы видим три
типа женщин, по-разному относящихся к своим детям. Это баронесса
Данглар, г-жа де Вильфор и конечно же Мерседес. Баронесса Данглар, не
любящая и презирающая мужа, весьма равнодушна и к своей своенравной
дочери. Резкая и стремящаяся к самостоятельности Эжени гораздо сильнее
своей матери, и та заботится лишь о том, чтобы выходки дочери не
навредили репутации семьи. Когда это все-таки случается, баронесса,
имеющая достаточный собственный капитал, решает жить независимой жизнью.
Судьба дочери ее мало интересует.
Г-жа де Вильфор представляет собой
полную противоположность. Вся ее жизнь подчинена маленькому Эдуару. Ради
него она совершает убийства, мечтая, чтобы наследство после всех
близких и дальних родственников перешло к ее сыну. Но подобное
демоническое посвящение себя ребенку оборачивается для него трагедией.
Поставленная мужем перед необходимостью самоубийства (которое опять-таки
призвано заставить окружающих забыть о червоточинке в семье прокурора),
любящая мать сначала отравляет Эдуара, а потом уже себя и оставляет
записку: «Вы знаете, что я была хорошей матерью: ради своего сына я
стала преступницей. Хорошая мать не расстается со своим сыном!» (Ч. VI,
XIV). Кто из знакомых навеял Дюма этот жуткий образ матери-эгоистки? Кто
знает!
И наконец, Мерседес. Ее любовь к
Альберу велика, ибо, кроме сына, у нее нет ничего, что привязывало бы ее
к жизни. Она чутка и внимательна, ни на минуту не выпускает его из
виду, но вмешивается только тогда, когда ее участие необходимо. Она
фактически спасает сына от смерти, угадав намерения Монте-Кристо и придя
к нему в дом накануне предполагавшейся дуэли. Более того, уверенная в
понимании со стороны Альбера, она рассказывает ему о своей роли в тяжкой
судьбе безвинно арестованного Дантеса и об ужасном предательстве отца
Альбера, ломает юношеские идеалы сына, зная, что воспитанный ею юноша,
пусть изнеженный и доверчивый, найдет в себе силы поступить мужественно и
честно. Она не отговаривает его и от решения завербоваться в спаги,
какой бы тревоги ни стоило это решение ей самой. Недаром Альбер считает
ее идеалом и не стремится поскорее жениться, потому что мечтает
встретить женщину, похожую на свою мать.
«— Женщины изменчивы, сказал Франциск
Первый; женщина подобна волне, сказал Шекспир; один был великий король,
другой — великий поэт; и уж, наверно, они оба хорошо знали женскую
природу.
— Да, но моя мать не просто женщина, а Женщина» (4.V.VIII).
Что бы ни имел в виду Альбер де
Морсер, говоря так о своей матери, сам Дюма всю жизнь поклонялся
Женщине. В Ней были черты его матери Мари-Луизы, актрисы Мари Дорваль,
Мелани Вальдор, Бель Кресальмер, Иды Ферье. Или, точнее, каждая из
окружавших его женщин воплощала в себе частичку идеальной женщины;
коллекционируя любовные приключения, наш герой, возможно, всю жизнь по
кусочкам собирал этот недостижимый идеал. Но раз уж поиск не казался ему
бесплодным, раз уж он не боялся очередного разочарования, то и многие
его героини имели силы вырваться из духоты полного условностей мира и
хотя бы на миг почувствовать в себе эту Женщину, природную и свободную. |