В Мур-Парке нач. лит. деятельности Свифта. В
1697-1698гг он написал знаменитую сатиру «Сказка о бочке», которая была
опубликована в 1704г.
Официально «Сказка о бочке» направлена против
католицизма и пуританства – двух крайностей в религии.
Заглавие имеет двоякое значение. Идеоматич.
выражение «Сказка о бочке» обозначало всякого рода путаницу, неразбериху. Такое
безобидное заглавие служило маскировкой серьезных антирелигиозных выпадов
автора. Но второе значение заглавия глубже. Свифт в предисловии ссылается на
обычай моряков выбрасывать с корабля пустую бочку, когда судну угрожает
опасность со стороны кита, чтобы отвлечь его внимание. К такому же способу, по
словам Свифта, прибегает правительство, направляя внимание народа на
религиозные споры. Бочка олицетворяет религию.
В книге «Сказка о бочке» мы встречаемся с
остроумным вариантом старинной легенды об отцовском завещании и 3-х сыновьях. В
сказке Свифта 3 сына, Петр, Мартин, Джек, получают в наследство от отца 3
одинаковых, неизносимых кафтана и завет жить дружно и не портить никакими
украшениями простой покров кафтанов.
В истории братьев Свифт обращается к характерному
для него приему сатирической аллегории. Семь первых лет, проведенных братьями в
дружбе, означают 7 первых веков христианства до разделения церквей. Три брата
олицетворяют 3 наиболее распространенных религии: Петр – католизм, Мартин –
умеренное протестантство, введенное Мартином Лютером, Джек – кальвинизм,
пуританство. Под отцовским завещанием разумеется «священное писание» - евангелие,
на точн. выполнение заветов которого претендовала каждая из религий. Наиболее
глубокому осмеянию Свифт подвергает католическую церковь в лице старшего брата
Петра. Свифт создает обобщ. сатирич. образ римского папы. Само имя Петр намек
на апостола Петра, главу католической церкви.
«Сказка о бочке» - блестящ. сатира на панство. Но
с не меньшей силой обрушивается она на пуританство, заклеймив его в образе
младшего брата Джека. Джек в ханжестве и мошенничестве не уступает брату Петру.
В 1699г. после смерти л. Тампля для Свифта
началась пора поисков заработка. Нашлось место священника в глухой ирландской
деревушке Ларакф. Свифт становился все более известным как сатирик. Он создает
ряд злободневных политич. памфлетов, в которых поддерживает партию вигов,
стоявшую тогда у власти. Постепенно Свифт сблизился с министерством вигов и с
лит. миром.
Интересна борьба против суеверия и шарлатанства,
которую вел Свифт в 1708г. Он под псевдонимом выступал против предсказателей
судьбы и их альманахов, наводнявших Англию.
Свифт перешел от вигов к партии тори, он ждал от
неё окончания мучительной войны и смещения ненавистного герцога Мальборо,
который наживался на ней. Он писал о войне в своих памфлетах.
Свифт нанес герцогу Мальборо ряд ударов: открыл
глаза английскому народу на политического проходимца, управляющего его судьбой.
Герцог потерял пост главнокомандующего, а когда в 1713г. был заключен мир между
Англией и Францией, многие современники называли его Свифтовским миром.
В этот период Свифт играл в Англии выдающуюся
роль. Он быль министр без портфеля. Он редактировал речи королевы и парламентские выступления
министров. И в то же время Свифт оставался бедняком. Он не хотел принимать
деньги как наемный писака, его ничем нельзя было купить.
После того, как королева Анна прочла «Сказку о
бочке», Свифт был удален из Лондона и получил место декана собора св. Патрика в
Дублине.
II часть романа – «Путешествие в
Бробдингнег» - написана позже. Здесь мало автобиографических параллелей,
отсутствуют резко сатирич. образы. Король великанов Бробдингнег – человек
большой личной доброты, любящий свой народ и ненавидящий войны. Он с
негодованием отвергает предложение Гулливера открыть ему секрет пороха и с
ужасом слушает его рассказ о европейских войнах. По мнению короля великанов,
«всяуий, кто вырастит на полн 2 колоса вместо одного, окажет человечеству
большую услугу, чем все политики, вместе взятые». Король не допускает мысли о
войне с другими странами и издает простые и ясные законы, ведущие к благу
подданных. Идеал Свифта наивный и ограниченный – сельскохозяйственная страна,
управляемая добрым королем и застывшая на одной точке культуры.
В III части
романа Свифт высказал все накипевшее, гневные и скорбные мысли. Построение
этой части беспорядочно, нет логической четкой композиции. Сатира достигает
исключительной остроты и разнообразия.
Свифт подчеркивает оторванность монархов от
народных масс, их враждебность народу. Король совершенно не интересуется
судьбой подданных, кроме тех случаев, когда нужно взять дань. В случае неуплаты
дани, король оставляет свой летающий остров над провинившейся частью
государства и лишает ее дождя и солнца. Если подданные упорствуют в неженаи
платить дань, король подвергает их бомбардировке камнями, угрожает раздавить
их.
В ряде сцен показаны жестокость и вероломство
монархов, низкопоклонство и унижение человеческого достоинства, порождаемые
монархическим строем. Так подданные должны ползти к трону на животе и лизать
пол, который специально посыпается пылью, а иногда, чтобы устранить неугодных –
ядом.
Свифт гневно бичует феодализм и дворянство.
Представители знатных родов поражают Гулливера лежащей на них печатью
преступности, вырождения, позорных болезней. Не щадит автор и английскую
буржуазию – шайку пиратов, которые открыв новые земли, беспощадно общаются с
туземцами, обогряют новые земли кровью своих сыновей. Богатство буржуазии
наживается обманом и преступлениями.
В стране волшебников Гулливер просит вызвать тени
римских сенаторов времен республики и собрать римский сенат, чтобы сравнить с
ним английский парламент. Первый кажется ему собранием героев и полубогов,
второй – сборищем карманных воришек.
Свифт осмеивает лженауку, шарлатанство, науку,
оторванную от жизни и не приносящую пользы.
IV часть романа – "Путешествие к
гуингнмам») подводит итоги размышлениям Свифта о современном ему обществе. В
центре стоят отвратительные фигуры обезьяноподобных людей – иеху, утративших
красоту, достоинство и разум человека. Боль за человека вызвала у автора
пессимизм. Он понял бесчеловечную сущность устанавливающегося строя
(буржуазного).
Иеху не следует считать дикарями, они знакомы со
всеми социальными пороками «цивилизованного» классового общества –
стяжательством и стремлением к войнам, развращенностью и подхалимством. Они
больше жизни дорожат цветными камешками, которые выкапывают из земли и вновь
прячут в землю; из-за них они устраивают драки и войны; они насасываются сока
каких-то трав, а опьянев, целуются и дерутся; у них есть король, а у того
фаворит; перед этими двумя они соревнуются в подхалимстве и унижении. Иеху – не
первобытные существа, они – одичавшие люди, потомки «цивилизованных буржуа».
Они произошли от английской супружеской пары, поселившейся вдали от людей и
одичавшей. Образ иеху – грозное предостережение. |