Виталий Амурский «Tempora mea». Франкфурт-на-Майне. Литературный европеец, 2007 г.
Новая книга Виталия Амурского «Tempora
mea», вышедшая в серии библиотеки журнала «Литературный европеец»,
пронизана тонкими нитями философских раздумий: о покинутой им родине, о
поэзии, литературе в целом, об искусстве, об отношении к миру и
взаимоотношениях с миром, о душе, о чем-то тайном, нашептанном в ночи
неумолкающей музой.
Где-то печальные строки полны воспоминаний и тоски по России:
Потемневшие вывески:
«Парикмахер», «Портной»…
Полетать бы над Витебском,
Как Шагал молодой.
В мягкой вате тумана
На вечерней заре
У стогов Левитана
Полежать на траве.
В тесной кухне московской,
Под сухое вино,
Поболтать о Тарковском
И о польском кино.
Это уходящая эпоха могикан манит к себе
своей величественностью и силой, разворачивая плечи в узком
пространстве московских кухонь и коридорах памяти, заставляя и самому
себе выставлять собственный счет, оценивать жизнь и выбранную дорогу:
Пока еще не пробил час финальный,
Учись ценить, что даровал нам Бог:
Провал небес и избранность дорог,
И суету квартиры коммунальной.
Потрясающе искренни и виртуозно
безыскусны строки Виталия Амурского, рисующего осень. Создается ощущение
прозрачности, одухотворенности, визуальности художественного мазка
мастера, который пишет свою неповторимую, не похожую на другие яблочную
осень:
Золотистая, с легкой охрой,
С белым инеем по утрам за окнами,
С ветерком, обнажающим деревьев кроны,
С туманами, дождиками или без оных.
Кисло-сладкая. Яблочная. Печальная.
С пирогами вчерашними да грузинским чаем,
С лужами, на которых ледок хрупок,
С дымками над крышами, как у стариков из трубок…
Льется и льется искусная вязь слов,
увлекая за собой в патриархально-импрессионистскую чувственную осень
прошлого, такую сказочную и недосягаемо прекрасную.
Размышления о природе сменяются
наблюдениями за человеческой душой, практически за тождественностью
человека и природы, схожестью их нравов:
В душе, как в храме, легкий мрак стоит.
Такой же, впрочем, как стоит снаружи,
Где через парк подвыпивший старик
Бредет, не замечая грязь и лужи.
И прорывается крик души, ностальгия по
родине русского поэта, который, и живя в Париже, одном из самых красивых
и лиричных городов мира, плачет откровенными словами, роняя драгоценные
слезы полузабытых видений:
И грустное, и смешное не возвращается заново,
А нынче над Парижем то звезды осыпаются,
известка,
То что-то бормочет дождь губами Губанова,
То из времен иных Поплавский маячит
в венце из воска…
В строках поэта слышится русское
наследие многих мастеров слова ушедших веков. При этом Амурский обладает
исключительной силой собственного неповторимого стиля, хотя за его
глубиной и исключительным даром мелькают тени Аполлона Григорьева,
Иннокентия Анненского и многих других. Но многогранность и творческая
неуемность заставляют поэта идти дальше, создавая философские граффити,
наполненные потоком сознания и потрясающей графикой пророческих
снов-откровений:
Страна глухонемых. Тетрадка в клетку.
Стихов — признаний — ряд. Нелепы сны.
Поставь в бутыль обломанную ветку.
Быть может, лепестки увидишь до весны.
Полынно-горьки обнажающие скорбь строки Виталия Амурского, посвященные памяти поэта-авангардиста Геннадия Айги:
Помотался по миру русской речи виртуоз-сверчок.
Из Московии в путь последний собрался домой —
Нынче всем молчок,
Шапки долой.
Поэзия Амурского — это сама жизнь во
всей ее многогранности и многоликости, оркестровом звучании и соло.
Горькая, вымученная, рожденная с болью и любовью к этому миру во всех
его, порой неприглядных, проявлениях. Это время звучания слов,
доносящихся через расстояния, как полет звука и света в космическом
пространстве, летящих к этой земле. Авось долетят. Будут увидены.
Услышаны. Поняты. Прочувствованы. Пока у поэта хватает «веры в слово,
как в чудо». |