Валерий Мишин «Улитка ползет по склону». Стихи. — СПб.: АКТ, 2007. - 64 с.
Попалась мне на глаза любопытная
книжечка «Улитка ползет по склону» Валерия Мишина, «Собрание АКТуальных
текстов», 2007 год, Санкт-Петербург. И эта книжечка натолкнула меня на
некие размышления, коими я, собственно, и хочу с вами поделиться.
Что такое поэзия? Ни для кого не секрет,
что кроме силлаботонической системы стихосложения существуют также
верлибр и много различных вариаций авангардной, футуристической поэзии,
на сегодняшний день весьма и весьма распространенной. Не могу сказать,
что являюсь ярым поклонником подобных жанров, но стремлюсь не отвергать
огульно такие тексты, а понять, что же за ними скрывается. Философские
размышления о жизни? Стремление к эпатажности? Поиск новых путей и форм в
поэзии для наилучшего выражения смысла, ощущений, познания мира?
Книга Мишина вызвала у меня стремление
разобраться в этом, поскольку наряду с текстами, которые я не приемлю в
силу их излишней эпатажности, бесстыдной обнаженности и, на мой взгляд,
порой и пошлости, есть там какое-то цельное и чистое зерно, которое
хочется очистить от плевел.
Валерий Мишин явно человек думающий,
созерцательный, наделенный талантом и некоей прозорливостью, отличающей
истинного поэта от графомана, хотя его «улиточный сюрреализм» может
воспринять не каждый. Но, словно песок в стеклянной колбе часов,
пересыпаются, перекатываются слова, добавляя их песчинка за песчинкой, и
вырастает песчаный замок стихотворения. Я не зря привела именно это
сравнение, потому что, кажется, подует ветер, унесет одну строчку — и
весь смысл разрушится, исчезнет и останется нечто невразумительное.
Сложно в такой ситуации приводить отдельные четверостишия в качестве
примера, хотя кое-где и возможно. Человек начитанный, интеллектуальный,
живущий в мире искусства, что видно по его строкам, Мишин, тем не менее,
использует грубоватые приемы привлечения внимания публики:
беру твой указательный палец
И ногтем удаляю грязь
Из-под ногтя моего указательного пальца
поди знай
Что лучше
Понос или авитаминоз
Сосед сверху протек в третий раз
У него это вроде месячных
Я понимаю иронию автора на современную
действительность, но все же такой способ изображения реальности в поэзии
мне глубоко чужд, и это не ханжество, отнюдь — это мое стремление к
прекрасному мешает мне, я не хочу писать мир подобными красками. Раньше
поэтам служила муза — я боюсь и подумать, какой внешний облик сегодня у
этой богини… Представьте его сами.
Тем не менее вот стихотворение, посвященное Геннадию Айги, совершенно великолепное, умное, тонкое:
Опять захотелось
Осторожно
Краешком глаза
Выглянуть из подмышки слона
Прилетела птичка
Устроилась на ветке
Увидела меня
Зрачок в зрачок
И испугалась
Слон как бы не в счет
Страшно от нацеленного
И такого же испуганного взгляда
Жалко птичку
Совсем маленькая
Боязливая
Чем ей помочь
Вдруг представил себя птенцом
Прилетела птичка
Принесла что-то в клюве
— ешь дорогой
Не кричи
Я рядом
Закрыл глаза и почувствовал
Что вываливаюсь из гнезда
Спохватился и полетел
Ощущение мира, ощущение себя малым сим,
прозорливое ощущение, что в слабости есть сила, — свежесть и чистота
восприятия весенним дождем льется на сердце. Интересны также
стихотворения «Облако спустилось вниз», «А далее была любовь», «Прежде
предпочитал ходить перпендикулярно горизонту», «Выброшенные через забор
старые рваные штаны» и др. Противоречивость текстов, словно на весах
вечности, — от прозрений до пошлости, в коей прозрений-то, собственно,
не меньше… Разгадка очевидно в том, что это собрание АКТуальных текстов,
где актуальность несколько отходит на второй план, выдвигая АКТ на
первый. Насколько это продуктивно, целесообразно и даже коммуникабельно —
решать читателю, сегодняшнему ли, завтрашнему… Я лишь высказываю сугубо
индивидуальную точку зрения, и мне немного жаль того, что поверни,
казалось бы, еще чуть-чуть грань стихотворения — и оно бы заблестело
другим блеском, засияло другим знанием, другой ипостасью. Ну, нет так
нет, на все воля творца. |