Тимур Кибиров «Кара-Барас». Поэтическая бибилиотека. М.: Время, 2006.
«Новая книга одного из самых известных
современных русских поэтов в равной мере злободневна и обращена к вечным
вопросам, нежна и сердита, печальна и жизнелюбива. Как и прежде, в
стихах Тимура Кибирова предельная искренность неотделима от веселой
филологической игры, гражданский пафос слит с трезвой самоиронией, а
счастливые поиски свежего звука подразумевают причастность большой
литературной традиции» — весьма впечатляющая аннотация к книге, вышедшей
в известном и славящемся хорошими умными книгами издательстве «Время»,
новинки которого означают причастность к качественной современной
литературе.
С предвкушением открывая сию
пропиаренную таким образом книгу известного (не спорю) современного (не
спорю) поэта, я обнаруживаю там тексты, вгоняющие меня в некий транс от
попытки понять, где же тут «причастность большой литературной традиции» и
прочие обещанные блага… Не нахожу…
«Я не трубач — труба!
Дуй, Время!» —
О, как замечательно точно написал Эренбург
О ненавистном мне типе писателей!
(Хотел было написать «о женственном»,
Но все-таки не все же женщины бляди.)
Мол, я здесь ни при чем, я расставляю
Чувствительные ножки, расслабляюсь
И получаю удовольствие, а Время,
Ну, Время-то, оно, конечно, вдует
Гениально, не правда ли? И, главное,
точно. И потом, упоминания о многих русских писателях, эксплуатирование
имен Блока и Пушкина, да еще и в контексте несколько паразитическом,
навеянном какой-то похмельной злобой, весьма и весьма обоснованно,
уместно и очень литературно. Наслаждайся, читатель, раздвигай ножки или
горизонты ума, и пусть тебе автор «вдует по самые помидоры», у него это
хорошо получается.
Ибо то не содержанье,
Чем исполнен здесь любой!
Ты, прости за выраженье,
Полон дряни, милый мой!..
Ибо вакуум корежит
Форму изнутри —
Посмотри, какие рожи,
Только посмотри!..
Тут частушка будет кстати,
Слышанная в детском саде:
«Сидит Ваня на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает то лицо,
Чем садятся на крыльцо!»
Вокруг автора кругом одни мерзкие рожи и
люди, наполненные дрянью. Интересно, что же он видит поутру в зеркале,
если его так корежит? Не уверена, что Кибирову в таком состоянии стоит
вообще писать стихи, иначе их вряд ли будут учить в школе, даже в самой
продвинутой. Ситуация с зеркалом несколько проясняется в стихотворении
«Из заповедей я не нарушил…», где автор чистосердечно признается в
нарушении многих заповедей и в неисчислимом количестве грехов:
Я в скверне по уши давно,
Но называть говном говно
Имею право все равно,
Как это ни смешно!
Но, в общем-то, никто и не смеялся.
Чего ж тут смешного? Весьма самокритично, да и, главное, справедливо.
Покаялся человек, можно сказать, принародно. Имеет полное право.
Особенно напоследок, когда ему остаются только:
Остаются боль и страх
В четырех чужих стенах.
Фотка, водка, носоглотка
В стыдных старческих соплях.
Истекая говном и стыдными старческими
соплями, Тимур Кибиров отнюдь не стыдится за свое творчество и
литературную славу, более того, считает возможным поругивать и
попинывать поэтов-классиков, не могущих ему ответить, потому как давно
уж и кости их истлели. А что? Мы могем! Вдарим по Чаадаеву, используем
чужие строки, слова, рифмы, поиронизируем над Корнеем Чуковским… Когда
своих мыслей и идей нет, одни лишь рекламные слоганы и непристойные
частушки валом валят, то можно на чьей-то основе и поэмку извалять или
изваять. Нет, изваять не получается.
Идеалы
Убежали,
Смысл исчезнул бытия,
И подружка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Подружку, честно скажу, искренне жаль,
как и тех, кто, купив эту книгу, потратил свое время на ее прочтение и
деньги — на ее покупку. По моему скромному разумению, фиглярство такого
низкого пошиба не должно оплачиваться, а уж издаваться тем более.
Выражаю глубокое соболезнование достойному и любимому мной издательству
«Время», которое, очевидно, по досадному недоразумению так крупно
«прокололось» с выбором автора, чем несколько подпортило свою
безупречную репутацию. |