Сергей Костырко «Простодушное чтение». М.: Время, 2010.
В последние годы понемногу начинают
возрождаться книжные публикации известных критиков, которых читатель, по
большей части, встречает все-таки на страницах «толстых» литературных
журналов, таких как «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и др. Это не может
не радовать, поскольку интерес к таким сборникам, пусть и читателей
узкого круга, очевиден. Сергей Костырко — многолетний обозреватель
журнала «Новый мир», каждый день проделывает огромную работу, исследуя
творчество современных писателей.
Признаваясь в своем простодушии и
субъективной оценке происходящих в литературе процессов, Костырко, тем
не менее, объективен более многих, поскольку к каждому тексту подходит
по-новому, не пользуясь общепринятыми критериями и мерками. А это
значит, что при этом он избегает общепринятых штампов и многочисленных
табу. Общаясь с читателем доверительно, он находит именно ту манеру
общения, которая и помогает разобраться в том, какую книгу стоит выбрать
для чтения.
Автор «Простодушного чтения» пишет о
премиях, литературных хитах прошедших сезонов и писателях. Его внимания
удостоились и прозаики, и поэты самых разных поколений: Марина Палей,
Михаил Бутов, Лев Усыскин, Борис Акунин, Захар Прилепин, Геннадий
Калашников, Сергей Гандлевский, Вера Павлова, Владимир Маканин и др.
В конце книги — небольшой
раздел-размышление о критике вчерашней и «сегодняшней». Костырко пишет о
том, что спор — самый непродуктивный способ мышления, отвергая расхожее
мнение о том, что «в споре рождается истина». Автор считает, что
слишком много энергии уходит впустую и слишком разгоряченные люди на
бегу не могут говорить о литературных понятиях и критериях — даже
близости к правде там нет.
«Предмет разговора: роль критики
сегодня». Какова она? Костырко приходит к мысли о том, что «на каждом
этапе развития общества и литературы она, эта роль, разная». На примере
статей Павла Басинского и Евгения Ермолина автор пытается разобраться во
взаимоотношениях «между сегодняшней жизнью, сегодняшней литературой и
сегодняшней критикой». Несмотря на достаточно сильные полемические
статьи, их авторы все же красуются перед читателем, демонстрируя «особое
полемическое щегольство», которое заключается «в игнорировании
очевидного, много раз говоренного и давно не вызывающего возражений. Ну,
например, в игнорировании неопровержимого факта, что среда обитания
литературы изменилась и что литература, соответственно, меняет некоторые
свои функции. Что в этом процессе есть обретения и потери. Что сказать
«случилось страшное» или «свершилось замечательное» — ничего не
сказать».
Думаю, что книга покажется интересной
не только писателям и студентам литературных вузов, но и простым
читателям, интересующимся современным литературным процессом. |