Эдуард Кочергин «Ангелова Кукла». СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2007.
Книга «Ангелова кукла», вышедшая в
издательстве Ивана Лимбаха, дает еще одно, совсем непонятное и
загадочное толкование названия: рассказы рисовального человека. Это
интригует и притягивает взгляд. Открывая книгу, ты еще не понимаешь, не
осознаешь до конца, что тебя ожидает, а ожидает совершенно
необыкновенное повествование о судьбе необычного человека и о судьбе
тех, с кем он был связан тесными узами существования на этом свете,
узами соучастия, сострадания… Трудно представить, что Эдуард Кочергин,
народный художник России, лауреат многих государственных премий,
действительный член Российской Академии художеств — бывший затырщик,
т. е. приемщик краденого. Невозможно предположить, чтобы человек,
попавший с трех лет в детприемник НКВД как сын репрессированных
родителей, научившийся выживать там, выживать единственной мечтою —
сбежать обратно на родину, в Ленинград, чтобы найти кого-то из
близких, — со временем станет известным художником. Десять лет
понадобилось ему, чтобы добраться до родного города. Каким невероятным
упрямством и силой воли надо обладать, чтобы снова и снова бежать из
приемников и потихоньку продвигаться туда, куда зовет тебя сердце?!
Рисовать Эдуард Кочергин начал в одном
из таких спецраспределителей, когда увидел в бане татуированное тело
помхоза Томаса Карловича Японамать, в свое время в японском плену
продавшего свое тело традиционной татуировальной школе. Томас Карлович и
научил маленького Эдуарда искусству японской татуировки, что не один
раз и кормило его, и спасало, и придавало некий вес в определенных
кругах.
Надо сказать, что Эдуарду Кочергину
везло на людей с необычными судьбами. И именно благодаря этому родилась
необычная пронзительная книга, мгновенно срисованная, схваченная с
налета, слепленная из потрясающих деталей, живая и трагическая.
Рассказ-зарисовка «Поцелуй»,
медлительно и плавно текущий по своей поверхности, становится поистине
страшен, когда обнажается суть самого события. Инвалидов войны в то
время звали «обрубками», тех, у которых не было каких-то частей тела. А
этот «солдатик-великан» был истинным лицом войны, нечеловечески
страшным: «Голова солдатика-великана была расколота по диагонали, да так
страшно и безжалостно, что смотреть на нее было невозможно, а уж я
повидал в своей жизни к этому времени! Шрам, если это можно было назвать
шрамом, проходил щелью почти от правого виска вниз через все лицо,
уничтожив нос, то есть, соединив рот и нос в одно отверстие с остатками
лохматых губ. Сдвинутые, но живые куски мяса — разбитые глазницы,
правого глаза не было. Война. Это было воистину лицо войны». И вот такой
обрубок увидел в вагоне поезда прелестную девочку-девушку «молочной
спелости и красоты необыкновенной». Ни девушка, ни ее мать еще не видели
инвалида. А он, завороженный ее красотой, рванулся и поцеловал ее
остатками лохматых губ в шейку… Девушка зашлась в испуганном крике,
словно взорвалась от ужаса, а из глаз инвалида-обрубка хлынули слезы…
И так можно говорить о судьбе каждого: и
питерских проституток — «парколенинских промокашек», и о судьбе слепого
Капитана, промышлявшего на выпивку со своей черной курочкой, и о ворах в
законе, и о других обрубках, и о людях интеллигентных «сэхэшовских
антиках», преподававших в Средней художественной школе (СХШ)… Кто лучше
Эдуарда Кочергина, примерившего на себя подобный же кафтан, смог бы
увидеть душу людей питерского «дна», в чем-то опустившихся, в чем-то
гораздо более честных и благородных, чем многие другие? Наряду с жуткими
и трагическими описаниями людей обочины, юродивых и калек, Кочергин
рассказывает и о жизни в СХШ, о шалостях и проделках одноклассников.
Замечательна по своей веселой хулиганистости зарисовка «Трамвай», в
которой с юмором рассказывается о «выдающихся чудиках» и
оригиналах-преподавателях этого учебного заведения.
Кочергин писал драматическую судьбу
своего поколения, людей, выпавших из поля зрения писателей, людей,
позабытых и ненужных, но именно они были сутью и колоритом той эпохи,
того питерского острова Голодая, а также Васильевского и Петровского
островов…
Символично и горько называется
последний из цикла рассказов «Россия!.. Кто здесь крайний?» с эпиграфом
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Всеобщее опохмеление в
вологодском городе Тотьме — описание, словно сошедшее со страниц сказок
Салтыкова-Щедрина.
«Мы не сразу разглядели, что толпа
образует между храмом и трибуною плотную многоколенную очередь, которая
заполняет всю площадь и концом своим уходит в поднимающуюся угорьем
улицу деревянных домов…»
Ожидание народом на площади бочек с
опохмеляющим зельем, и апофеоз «тотьменского бытия»: «С угорья, куда
уходил хвост очереди, показался высокий спешащий седой человек, в
больших роговых очках, с лицом алкогольного академика. Осмотрев со
своего высока всю площадь, уставленную бесконечными тунеядцами, сбавил
ход, поняв, что опоздал, и, подойдя к хвосту очереди, хриплым
начальственным голосом спросил, обращаясь ко всей площади:
— Россия!.. Кто здесь крайний?»
Россия до сих пор ищет крайнего… Оставим это…
Эдуард Кочергин написал великолепную
книгу о своей жизни и жизни питерского «дна», существовавшего одним
огромным общежитием, которых объединяет одно: то, что таким людям жить
уже не страшно, они смотрели в глаза стольким ужасам и страданиям,
сколько не выпадает на долю одного человека, но всего народа в целом. И
остается только мечтать и надеяться на то светлое завтра, которое
непременно настанет.
«Да, Россия, жизнь твоя утрешняя — жизнь ожидательная». |