Второстепенный сюжет Второстепенный сюжет — это
дополнительная история, которая развивается параллельно главной истории;
это группа маленьких сюжетов, которые можно удалить не боясь, что вся
книжка «рассыпется». Каждая повесть может иметь в себе много более или
менее проработанных побочных сюжетов, и нужно сказать, что они служат не
только заполнению пустых страниц, но играют очень важную роль. В
рассказе или новелле дополнительный сюжет скорее является чем-то лишним,
но в повести это очень важный элемент: он добавляет ей «субстанции» и
регулирует темп повествования. Субстанция Главной
задачей дополнительного сюжета есть расширение и углубление истории
таким способом, каким это не может сделать главная фабула. Литературная
фикция — это упорядоченная версия реальных событий, поэтому очень легко
скатиться в ней до упрощений, которые ни в коей мере не отражают
сложности реальной жизни и не соответствуют интеллекту читателя. Это все
равно, что представить себе героя повести как актера, который играет
свою роль в луче одного единственного прожектора: конечно, зрители
увидят все очень четко, но картина будет выглядеть плоской, избавленной
оттенков и глубины перспективы. В дополнительной истории часто
появляются второстепенные герои, которые как бы «подсвечивают» главных
героев дополнительными лучами со всех сторон, показывая такие их
признаки, о которых мы даже не догадывались раньше. Таким образом, можно
получить эффект трехмерности, выразительного рельефа — другими словами,
добавить субстанции главным героям. Функцию эту дополнительный сюжет
выполняет двумя способами: с помощью созвучия, либо противопоставления. Дополнительный
сюжет, который созвучен с главной фабулой, закрепляет нашу оценку героя
и нашу интерпретацию его начинаний — т. е. говорит то же самое, только
по — другому. Например, в «Вихровых взгорьях», элемент антагонизма между
Хетклифом и его братом Хиндли только подтверждает все, что мы уже знаем
о главном герое: Хетклиф показывается нам, как порывистый, импульсивный
и мстительный человек. Также и сюжет, показывающий появление Кети в
высших кругах и брак с влюбленным в нее Эдгаром созвучен с главным
сюжетом, потому что оба говорят нам, что любовь важнее, чем наследство, а
чувство сильнее, чем жажда безопасности. Без дополнительных сюжетов
главная фабула могла бы обойтись, но получилась бы страшно мелкой. Иногда
побочный сюжет, вместо того чтобы дополнительно освещать героя,
показывает какой-то аспект темы. В таких случаях, тема этого сюжета
проявляется, как аналог главного сюжета — например, история Глочестера в
«Короле Лире». Оба героя верят лжи своих хитрых детей, фальшиво
обвиняющих лояльного ребенка. Таким образом, тема главной фабулы —
опасные последствия веры в лесть — находит свое отражение в
дополнительном сюжете. А в ситуациях, когда дополнительный сюжет
противопоставляется главной фабуле, эффект бывает необычайно комичен.
Например, в «Счастливчике» Кингсли Амиса дополнительные сюжеты насыщены
катастрофами и несчастьями, в то время когда в рамках главной фабулы
герой добивается успеха за успехом, но не благодаря своим умениям или
дипломатическим талантам — смысл дополнительных сюжетов такую
возможность исключает — но исключительно потому, что является
счастливчиком. Темп Дополнительные сюжеты выполняют
также менее сложную функцию замедлителей развития главной фабулы. Они
могут выступать в качестве пролога, который поддерживает интерес
читателя до момента появления первого импульса. Такую конструкцию можно
увидеть в «Выборе Софии» Вильяма Стирона. Ее эффектом здесь является
стазис на добрую сотню страниц, показывающий прошлое рассказчика и его
старания стать писателем, а только потом появляется первый импульс, т.
е. встреча с Софьей. В случае так развитого стазиса, импульс может
оказаться в первом акте в непосредственной близости к кульминационному
пункту. Чаще дополнительный сюжет вплетается в главную фабулу, и
задача его основывается на создании препятствий для протагониста, так,
чтобы история не достигла кульминационного пункта слишком быстро. В
сказке о «Джоне и фасолине» тема жены гиганта служит увеличению интереса
читателя, который начинает думать, впустит ли эта женщина Джона в дом, и
не откроет ли мужу место, где Джон спрятался. Временами напряжение,
связанное с таким ожиданием, превращается в истинное наслаждение. Сложность фабул и двухголовые чудовища Если
случится, что побочный сюжет пересечет в своем развитии некую границу,
то он начинает жить собственной жизнью, и создает собственную
восьмипунктовую дугу с развязкой включительно. Развивая такую тему,
следует сохранять осторожность, потому что можно создать двухголового
монстра, т. е. повесть с двумя равнозначными фабулами, что собьет с
толку читателя. Если это произойдет у тебя, то можно воспользоваться
одним из трех вариантов: во — первых, можно урезать один сюжет,
увеличивая одновременно значение другого, и таким образом определить их
взаимное отношение неравноправия, как главного сюжета и дополнительного.
Во-вторых, можно из одной книги сделать две. И, наконец, третий, самый
смелый способ, это отказаться от классической структуры и
сконструировать сложный сюжет из нескольких тем. Примером такой работы
может служить «История мира в десяти с половиной разделах» Джулиана
Бернса. Однако, если ты хочешь, чтобы твоя повесть оказалась не только
набором случайно слепленных вместе анекдотов, то ее элементы должны быть
связаны между собой тематически. |