Для проверки диалога стоит его прочитать вслух, а еще лучше —
попросить кого-то, чтобы он прочитал тебе, и очень хорошо, если это
человек с задатками актера. Обрати внимание — не появятся ли у этого
кого-то проблемы с построением фраз или идиомами. Не все, что писалось
легко, можно так же легко прочитать. «Каждая фраза в каждом
предложении может быть мастерски сложена из элементов длинных и
коротких, акцентированных и не акцентированных, по подобию арии или
музыкальных речитативов — чтобы удовлетворить привередливое ухо. И
только ухо может это оценить. Невозможно установить какие-либо правила.» Роберт Льюис Стивенсон Громкое
чтение бывает полезным, но только ухо внутреннее, а не слух как
таковой, выносит окончательный приговор. Редко какой читатель будет
читать диалог вслух, поэтому окончательно этот элемент твоего текста
должен быть проверен — а может, и нет, — в тишине читательского разума. Правила записи живой речи Не
существует каких-то конкретных правил для записывания живой речи: от
Джеймса Джойса до Малколма Бредбери писатели для этого пользовались
разными методами. Однако современные принципы требуют, чтобы: — ставить перед каждой новой фразой тире. — ответы каждого персонажа, даже если это отдельные слова, помещать в отдельных абзацах. —
каждое действие, касающееся данного персонажа, которое непосредственно
опережает его речь, или ее завершает, находилось в том же абзаце. Попробуй это сделать 1.
Запиши на магнитофонную пленку разговор двух или нескольких человек, а
затем его перепиши. Затем попробуй его отредактировать, дополняя
описанием действий. Присмотрись обеим текстам: какой из них интереснее?
Какой лучше отражает «правду» ситуации? 2. Пользуясь, в основном,
диалогом, напиши сцену в 300 слов, в которой люди спорят друг с другом.
Если работаешь над повестью, используй для этого ее героев (даже если
потом этот фрагмент выбросишь). Если же не можешь придумать ничего,
попробуй использовать что-то из ниже приведенного: Из банка
исчезла определенная сумма денег. Директор банка по очереди
разговаривает с каждым из служащих. Подозревает одного из них, но не
говорит это прямо. Служащий принимает позицию защиты, и полон
оскорбления, а директор пытается его напугать. Три машины
ударились друг в друга. Водитель, из — за которого все произошло,
решительно отказывается от вины. Другой человек не уверен, кто виноват, и
на всякий случай обвиняет всех остальных. Третий же участник аварии
совершенно не виноват, зато находится в шоке. Пара молодых людей
договаривается на первое свидание в ресторане. Оба стараются, чтобы
встреча прошла удачно, но в каждом вопросе у них оказывается
противоположное мнение. 3. Прочитай диалоги, написанные в этих
упражнениях, либо в повести, над которой работаешь. Отличаются ли твои
персонажи способом разговора, пользуются ли они отличающимися словами,
строят ли по разному фразы, или все говорят одинаково? |