1. Описание внешности. 2. Мнение рассказчика. 3. Действие. 4. Ассоциации. 5. Представление мыслей героя. 6. Речь. 7. Мысли и мнение других героев В
комнату, опираясь на бамбуковые костыли, вошла восьмилетняя девочка.
Выражение ее лица говорило, что девочка пытается скрыть какое-то
разочарование. Сопутствовавший ей пожилой спаниель поднял на нее
слезящиеся глаза, и девочка присела, чтобы прижать его к груди.
Маленький серебряный крестик, который она носила на шее, закачался между
ними на цепочке. Моя день рожденная игрушка, — подумала она с горечью. —
Хочу домой… — Я тоскую за мамочкой и папочкой — прошептала она. Из коридора донеслись какие-то голоса: — Сомневаюсь, чтобы вьетнамские дети праздновали дни рождения, — отозвался кто-то. — Они ведь все буддисты, правда? Описание внешности «В
комнату, опираясь на бамбуковые костыли, вошла восьмилетняя девочка».
Описание внешности — это, пожалуй, наиболее популярная техника создания
героя. Ее эффективность основана не на КОЛИЧЕСТВЕ поданных подробностей,
а на их КАЧЕСТВЕ. Я предпочел показать бамбуковые костыли, а не голубое
платьице в белый горошек, потому что они более необычны, и в реальной
ситуации первыми бросились бы в глаза. Главным достоинством описания
внешнего вида является его компактность — можно очень многое сказать в
нескольких словах. Недостатком же является статичность, потому что в
драме должно что-то происходить. Статичные элементы в ней играют
второстепенную роль, поэтому лучше соединить описание с акцией, чем
подавать его отдельно и сразу целиком. Отсюда в моем случае информация о
том, что девочка шепелявит, появляется только через несколько
предложений. Правила викторианской литературы требовали посвящать
характеристике героя как минимум несколько абзацев, и в этом есть свое
очарование, но современный читатель, который располагает ограниченными
запасами терпеливости, требует акции, а акция означает, что что-то
происходит. Мнение рассказчика «Выражение ее лица
говорило, что девочка пытается скрыть какое-то разочарование» — эта
фраза является мнением рассказчика. Характер девочки оказывается очерчен
более выразительно: она испытала какое-то разочарование, а факт, что
она пытается скрыть свои эмоции, говорит нам о ее более, чем на свой
возраст, развитой психике. Действие «…девочка
опустилась на колено, чтобы прижать его к груди». Это пример действия
третьей техники. Показ героя в действии намного более динамичен, чем
статическое описание его внешности, поэтому дает более живой эффект.
Особенно, если это действие, представляющее кульминационный пункт
решающего выбора (а для ребенка это ЕСТЬ решающий выбор, потому что
девочка находится под давлением ситуации), и благодаря этому можно
сказать намного больше, чем с помощью даже самых подробных объяснений. Ассоциации Эта
техника относится к более тонким. Она связана с местом действия и
материальными элементами данной ситуации, которые могут иметь в себе
определенные нюансы, касающиеся героя. Например, кинозвезда, которая
выходит из ночного клуба под блеск вспышек фотоаппаратов, нами
ассоциируется со славой и успехом. Иисус, въезжающий в город на осле, с
покорностью. Выражение «маленький серебряный крестик, который она носила
на шее» выполняет функцию описания, потому что заставляет нас
догадываться, что девочка — христианка, но так же будит определенные
ассоциации, особенно в соединении со слезящимися глазами спаниеля. Наша
героиня обладает мягким сердцем, и является одухотворенной особой. Представление мыслей героя Оно
обладает особенной ценностью: люди могут врать другу другу, но они не
обманывают самих себя, по крайней мере, не делают это сознательно. Слова
«мой деньрожденный подарок» и «хочу домой» подтверждают, что девочка
разочарована, и открывают причины этого разочарования. Речь Речь героя так же многое нам объясняет. «Тоскую за мамочкой и папочкой» — эта фраза углубляет характеристику героини. Мысли и мнение других героев Благодаря им можно получить
другую перспективу, что особенно полезно, когда между мировоззрением
героя и мировоззрениями других персонажей имеются определенные
противоречия. «Сомневаюсь, чтобы вьетнамские дети…» — эта фраза не
только сообщает нам, откуда прибыла девочка, но также отчетливее
показывает причины, по которым она чувствует себя такой одинокой: мало
того, что находится в чужой стране, так еще никто ее здесь не понимает. Мотивация Своих
героев ты по настоящему узнаешь только тогда, когда будешь знать, как
они поведут себя в вынужденной ситуации. А это ты узнаешь, когда тебе
станет известна их мотивация. Чего, собственно, они хотят? Спасти
собственную шкуру? Добиться чьего-то расположения? Завоевать девушку? В
мире литературного воображения каждый к чему-то стремится, а когда эти
стремления сталкиваются между собой, или их невозможно реализовать,
тогда появляется конфликт. Частой основой драматургии бывает
несоответствие между мотивацией личной и официальной. В ситуациях
вынужденных проявляются наши личные, тайные мотивации; и когда
оказывается, что они расходятся с тем, что мы заявляем официально,
появляется драматическое напряжение. Персонаж, который не переживает
никакого внутреннего конфликта, вероятнее всего, будет неинтересным и
плоским. Совершаемые им выборы совсем не углубляют его характеристик,
потому он сам по себе остается таким же мелким. Когда ты уже
знаешь, чего хочет твой герой, то одновременно узнаешь, чего он не
хочет. Это знание воистину бесценно для автора, который вынужден играть
роль строителя полосы препятствий, потому что благодаря этому знанию
сможет подобрать соответствующего рода препятствия. Если протагонист
хочет быть богатым, его следует ограбить. Если героиня хочет чувствовать
себя в безопасности, уволь ее с работы. В крайних случаях то, что
персонаж не хочет, может превратиться в фобию, что с замечательным
результатом использовал Оруэлл в «1984», посадив героя, который боится
крыс, в помещение, полное этих грызунов. Репрезентация Персонажи
в литературной работе являются художественным творчеством,
репрезентацией живых людей. Желая полностью отразить сложность натуры
человека, следовало бы написать бесконечно длинную книгу, еще более
длинную, чем в «Поисках потерянного времени» Пруста. В отличие от живых
людей, литературные персонажи должны быть цельными (даже если обладают
противоречивыми чертами характера) и понятными, что не всегда имеет
место в реальной жизни. Снабжая героя более чем одной доминирующей
чертой характера, ты рискуешь, что твоя повесть не выполнит одной из
своих основных задач, т. е. не сделает непознаваемое понятным. Читатели
не хотят карикатур, они хотят литературных героев, поведение которых
будет для читателя понятным. В свою очередь, слишком приближая
героев к живым людям, ты, как ни парадоксально, рискуешь сделать их
менее реальными. Это так, как если бы выпустить актеров на сцену без
грима. Вместо того, чтобы выглядеть естественно, они будут казаться
бледными и призрачными. Люди в повести должны быть очерчены более
выразительно и нарисованы более яркими красками, чем в жизни. Они должны
резче реагировать, быть более убедительными и менее сложными внутренне,
чем люди из крови и кости. Потому что они не люди, а только
литературные образы. Постарайся найти золотую середину.
Использование ярких цветов совсем не означает, что твой герой носит
чересчур броский грим. Важно изящество средств: иногда «меньше» может в
конечном результате дать «больше». Если переборщишь, то получится вместо
персонажа архетип (или типичный пример), либо стереотип (то есть пример
упрощенный). Архетипы и стереотипы Архетипы — это
типичные примеры людей определенного рода. Чаще всего, архетипы
появляются в мифах и аллегориях, однако их символический вид позволяет с
успехом пользоваться ими и в прозе. Если хочешь дать понять, что в
твоей работе за элементами представленного мира кроется некий более
глубокий смысл, что конкретный персонаж в принципе должен означать целое
общество, а то и целый мир, стоит обратиться к архетипу. Архетипический
герой создает впечатление, что он далеко возвышается над обычными
смертными (либо опускается намного ниже их), что хорошо иллюстрирует
пример Элли Фокс из «Побережья москитов» Пола Теру, которая то и дело
проявляет едва ли не сверхчеловеческие способности. Архетипы могут
вырвать читателя из чувства реальности, которое автор собирался у него
вызвать своей повестью, поэтому, как правило, архетипами бывают
второстепенные персонажи. Стереотип обладает всеми недостатками
архетипа, и ни одним из его достоинств. Он является упрощенным вариантом
определенного типа героев, который мало того, что представлен бывает
чрезвычайно поверхностно, так еще и выглядит часто как яркая неоновая
вывеска. Стереотипы слишком плоски, в них глубины столько же, сколько в
чистом листе бумаги. |