Писатель может создать живой литературный персонаж только тогда,
когда будет его знать абсолютно. Хороший писатель — это не только кузнец
слов, но и психолог, потому что в конечном итоге глубина и
правдоподобие созданных им героев отражает его знания на тему
человеческой природы. Понять других можно только при условии, что
сможешь смотреть на мир их глазами и понять их чувства, как свои
собственные. Эмпатия является основой писательского ремесла. Автор,
который ею не обладает, будет создавать только плоских героев.
Ограниченная способность эмпатии ограничивает возможности писателя:
реальными будут только те из его героев, которые принадлежат к тому же
типу людей, что и он. Как писатель может расширить свои
возможности, как он может «вселиться» в разных героев? Как Шекспиру
удалось создать Гамлета, Джульетту, леди Макбет? Неужели он страдал
многократным раздвоением личности? Не думаю. Без сомнения, он
пользовался доступными ему богатейшими источниками — понятно, что не из
местной библиотеки, а из резервов собственного разума. Человеческий
разум — это наиболее сложная структура во Вселенной, по крайней мере
той, что нам известна: самые современные компьютеры только пытаются
повторить способ его функционирования, не говоря уже об интеллекте.
Человеческое воображение не имеет границ, или, по крайней мере, способно
придумать тысячи героев. Если ты считаешь, что Шекспир с этой точки
зрения был кем-то исключительным, и твое воображение намного более
ограничено, вспомни хотя бы свои сны. Тебе ничего не снится? Не верю. Шекспиру
не надо было впадать в безумие, чтобы создать короля Лира, но он должен
был добраться до той части себя, что принадлежала безумцу. Знатоки
утверждают, что в фигуре короля Лира необычайно убедительным способом
показан механизм разрушения психики. Откуда Шекспир его знал? Или он
посещал дома для умалишенных, и вместе с другими зеваками стоял в
очереди, чтобы посмеяться над их идиотскими штучками? Этого исключить
нельзя, хотя я сомневаюсь, что он смеялся. Однако, намного более важным,
чем такое внешнее наблюдение, должен был внутренний анализ, путешествие
вглубь себя, в поисках той частицы, которая была королем Лиром. У
каждого из нас есть такая частица, в которой можно найти каждого:
безумца, дитя, королеву. А значит, как можно узнать своих героев?
Надо всмотреться в себя, ибо там находится все. Каждый литературный
персонаж — так же, как каждый образ из сна, — есть частью писателя. Если
бы это было не так, то ее невозможно было бы придумать. Герои берутся
из твоей головы, и ничьей другой. Познавая себя — ты познаешь своих
героев. «Знание писателя о себе самом, знание правдивое и
избавленное романтических обольщений, есть источником энергии, из
которого он вынужден черпать целую жизнь: один единственный, правильно
использованный вольт этой энергии может оживить любой литературный
персонаж.» Грехем Грин Полюби героев своей повести Чтобы
заставить читателей переживать, надо вначале пережить все самому. Если
читатель должен волноваться судьбами твоих героев, то вначале тебе
самому надо о них поволноваться, а это значит, что ты должен чувствовать
по отношению к ним и эмпатию, и симпатию. Твое эмоциональное посвящение
данному персонажу, особенно, если речь идет о главном герое, просто
необходимо; если бы ты относился к нему с презрением, то это могло бы
негативно отразиться на всей повести, и оттолкнуть читателя от нее.
Естественно, протагонист может совершать ошибки, может быть плохим,
двуличным, самолюбивым — но презирать его ты не имеешь права. Если
ты не можешь полюбить героев своей повести, то постарайся, по крайней
мере, чтобы они тебе хоть немного нравились. Надо полностью осознавать,
что независимо от того, какими ты их сделал, в них всегда есть что-то
особенное — их человечность. Если ты ты не сможешь их полюбить, то между
тобой и твоими героями всегда останется дистанция, и читатель это
почувствует. «Мне кажется, что писатель всегда должен относиться
с любовью к внутренним переживаниям повести и ее героям; он не должен
пользоваться ими только как иллюстрациями, но сопереживать их опыт.» |