Повесть с ключом берет за основу литературных персонажей реальных
людей. Оригинал должен быть легко распознаваем для читателя, отсюда и
берется название для этого типа повести. Она должна содержать указатели,
которые позволяют открывать скрытый смысл. Примером такого произведения
может служить «Контрапункт» Олдоса Хаксли, где в одном из персонажей мы
узнаем Д. Х. Лоуренса. Здесь я пользуюсь этим термином для определения
самых разных способов получения авторами аутентичных примеров на свои
литературные нужды. Такой вариант имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинством является то, что уже в самом начале творческого процесса мы
о своих героях знаем достаточно много. Главной проблемой повести
с ключом, вопреки мнениям многих людей, не является возможность кого-то
нечаянно осмеять. Если даже кто-то распознает себя в твоей книге (что
происходит необычайно редко, потому что только немногие могут видеть
себя чужими глазами), скорее это ему польстит, чем оскорбит. Недостатком
заимствования героев из реальной жизни есть тот факт, что это
ограничивает писателя в пользовании его собственным воображением. Если
придуманный персонаж должен сделать то, что его живой оригинал никогда
бы не сделал, он может отказаться подчиняться автору. Определенный
уровень псевдоавтономии является хорошим знаком, однако взбунтовавшийся
герой скорее не помогает создавать осмысленную фабулу. В конце концов,
это автор всегда остается шефом — он может зависеть от музы, но героями
командует сам. Понятно, что надо использовать в своей
писательской работе людей, которых встречаешь в жизни, но скорее, как
начальный пункт для работы, а не как модель для копирования. Многие из
созданных мной героев имели свое начало в реальных людях, но позже я
позволял им развиваться самостоятельно, либо соединял в одном
придуманном герое несколько разных людей. «Полезно бывает
посмотреть на человека прищурившись, и тщательно обрисовать только
некоторые из его личных признаков. Речь не идет о том, чтобы добиться
полного подобия — это, кстати, просто невозможно, потому что человек
бывает по настоящему собой только в особенных житейских ситуациях.» Е. М. Форстер Те
же ограничения касаются использования для нужд литературного
воображения собственной биографии. Если требования драматургии
приказывают изменить факты твоей жизни, а ты сопротивляешься такому
злоупотреблению против реальности, может оказаться, что ты пытаешься
сидеть на двух стульях сразу: повести и автобиографии. Жизнь
обычно не бывает так четко очерчена, как повесть, в которой есть начало,
середина и конец. А даже если бы так и было, для литературы это было бы
интересно ровно настолько, насколько события этой жизни были необычны.
Временами это трудно себе представить, особенно, когда наше прошлое
интересует только нас самих, и то, что для нас кажется важным, читателю
может казаться просто банальным. «Писатель, который заслуживает
этого звания, не описывает. Он придумывает либо воображает на основе
своих собственных переживаний, либо какого-то опыта. Иногда нам кажется,
что он владеет каким-то таинственным знанием, источники которого уходят
в забытый опыт кланов и племен.» Эрнест Хемингуэй Попробуй это сделать 1.
Подготовь список главных героев твоей повести и напиши их
характеристики. Учти как их внешний вид, так и биографию. Не забудь о
таких вещах, как особые приметы, стиль одежды, образование, семья,
воспитание и элементы, которые могли повлиять на формирование личности
данного персонажа в детстве. 2. Чтобы возбудить интерес, герой должен переживать какой-то
внутренний конфликт — на первой из плоскостей антагонизма. Какой
внутренний конфликт может переживать твой протагонист? 3. Герой,
обладающий какими-то недостатками или странностями, выглядит более
реально и часто вызывает большую симпатию. Какие признаки того рода
имеет твой персонаж? 4. На чем основано противоречие между характеристикой и характером твоего протагониста? 5. Каким изменениям (в лучшую или худшую сторону) будут подвергаться персонажи твоей повести? 6. Какие силы определяют поступки главных героев? 7.
Настоящий характер персонажа мы познаем прежде всего в минуты стресса
(когда встающие перед ним препятствия заставляют совершить решающий
выбор). На основе предложенных ниже примеров напиши для каждого из
выбранных персонажей пробные характеристики объемом 300 слов. Используй
при этом как минимум три из описанных ранее техник описания героя. — Старая женщина получает письмо от сына. В нем сын предлагает, чтобы она переехала в дом престарелых. Женщина этому противится. — Бизнесмен опаздывает на работу, застряв в уличной пробке. —
Поздней ночью на сельской дороге появляется телега, которую тянет конь.
Молодая девушка, которая управляет телегой, засыпает. Будит ее удар —
когда повешенный на повозке фонарь погас, они столкнулись с другой
повозкой. Погиб единственный конь, которым владела ее семья. Если хочешь проверить, как с последним примером справился Томас Харди, прочитай 4 раздел «Tessy d’Uberville». |