Живые люди склонны говорить намеками, туманно, столько же помещая 
между слов, сколько в них самих. Очень часто — особенно в конфликтных 
ситуациях — наши слова только намекают на то, что мы имеем в виду. 
Например, мы спорим, кто должен заняться стиркой, а на самом деле речь 
идет о проблемах в семье. Поэтому писатель должен обращать внимание на 
то, что не сказано, на подтекст диалога. (Вспоминается мне здесь сцена 
из фильма Вуди Аллена «Энни Холл», в которой на экране появляются титры с
 истинным смыслом фраз, которые произносят вслух герои.) Если хочешь, 
чтобы в твоей повести отдельные сцены стали глубже психологически, и 
точнее отражали сущность живой речи, обращай внимание на скрытый смысл 
слов.  Чем поддерживать диалог  Значение выходит не только из самих слов, но и из способа, как они произносятся. Иногда «голая» речь нуждается в поддержке:  — Я люблю тебя, — отозвался он из — за газеты.  — Действительно?  — Да.  Это
 уже что-то нам говорит, но мы не знаем, до какой степени серьезно 
мужчина относится к своим словам. Конечно, речь может быть 
самодостаточна, но временами следует ее чем-нибудь подкрепить, чтобы она
 полностью открыла свое значение. Обогащение приведенного выше диалога 
общим объяснением придаст словам выразительности:  — Я люблю тебя, — отозвался он из — за газеты.  — Действительно?  — Да.  Он действительно ее любил.  Часто самым эффективным способом поддержать диалог есть окружение произнесенных слов дополнениями, например:  — Я люблю тебя, — отозвался он из — за газеты.  — Действительно?  Он опустил газету, и несколько мгновений смотрел ей прямо в глаза:  — Да.  Один
 образ иногда стоит больше, чем тысяча слов. Диалог, соединенный с 
тщательно подобранным описанием действия, по моему мнению есть самой 
простой и эффективной техникой, благодаря которой бесцветные сцены 
наполняются жизнью.  Описание действий участников диалога 
выполняет три задачи: прерывает диалог (что очень важно, если он 
растягивается на целую сторону), размещает ответы в данной сцене 
(напоминает, где мы находимся, и что конкретно делают герои), а так же, 
что, может быть, есть самым важным, дополняет характеристики. Величайшую
 дополняющую ценность имеет описание действия, которое что-то объясняет,
 не будучи исключительно целью самой в себе. Точно подобранное описание 
действия что-то говорит о героях, может, лучше всех остальных техник 
определяя их личность. Женщина стучит накрашенными ногтями по столешнице
 и ждет, чтобы кто-то поднял трубку; молодой человек не может посмотреть
 своему собеседнику прямо в глаза; старушка слушает врача, машинально 
пощипывая одеяло — это все образы.   |