Живые люди склонны говорить намеками, туманно, столько же помещая
между слов, сколько в них самих. Очень часто — особенно в конфликтных
ситуациях — наши слова только намекают на то, что мы имеем в виду.
Например, мы спорим, кто должен заняться стиркой, а на самом деле речь
идет о проблемах в семье. Поэтому писатель должен обращать внимание на
то, что не сказано, на подтекст диалога. (Вспоминается мне здесь сцена
из фильма Вуди Аллена «Энни Холл», в которой на экране появляются титры с
истинным смыслом фраз, которые произносят вслух герои.) Если хочешь,
чтобы в твоей повести отдельные сцены стали глубже психологически, и
точнее отражали сущность живой речи, обращай внимание на скрытый смысл
слов. Чем поддерживать диалог Значение выходит не только из самих слов, но и из способа, как они произносятся. Иногда «голая» речь нуждается в поддержке: — Я люблю тебя, — отозвался он из — за газеты. — Действительно? — Да. Это
уже что-то нам говорит, но мы не знаем, до какой степени серьезно
мужчина относится к своим словам. Конечно, речь может быть
самодостаточна, но временами следует ее чем-нибудь подкрепить, чтобы она
полностью открыла свое значение. Обогащение приведенного выше диалога
общим объяснением придаст словам выразительности: — Я люблю тебя, — отозвался он из — за газеты. — Действительно? — Да. Он действительно ее любил. Часто самым эффективным способом поддержать диалог есть окружение произнесенных слов дополнениями, например: — Я люблю тебя, — отозвался он из — за газеты. — Действительно? Он опустил газету, и несколько мгновений смотрел ей прямо в глаза: — Да. Один
образ иногда стоит больше, чем тысяча слов. Диалог, соединенный с
тщательно подобранным описанием действия, по моему мнению есть самой
простой и эффективной техникой, благодаря которой бесцветные сцены
наполняются жизнью. Описание действий участников диалога
выполняет три задачи: прерывает диалог (что очень важно, если он
растягивается на целую сторону), размещает ответы в данной сцене
(напоминает, где мы находимся, и что конкретно делают герои), а так же,
что, может быть, есть самым важным, дополняет характеристики. Величайшую
дополняющую ценность имеет описание действия, которое что-то объясняет,
не будучи исключительно целью самой в себе. Точно подобранное описание
действия что-то говорит о героях, может, лучше всех остальных техник
определяя их личность. Женщина стучит накрашенными ногтями по столешнице
и ждет, чтобы кто-то поднял трубку; молодой человек не может посмотреть
своему собеседнику прямо в глаза; старушка слушает врача, машинально
пощипывая одеяло — это все образы. |