Рассказывание — это как бы рисование картины словами. Значит это, что
 автор должен иметь открытые глаза, и описывать то, что видит. А 
рассказав, шагнуть назад, избегая непосредственного комментария. Автор 
подает исключительно факты, конкретные и исключительные факты — поэтесса
 Натали Голдберг, последовательница философии дзен, использовала 
определение «изначальная деталь», то есть простой, ни чем не украшенный 
факт — и позволяет читателю сделать собственные выводы. Доверься 
творческой мощи образов.  «Держись за то, что есть, потому что 
оно даст тебе все, чего нет. Из деревянного стола, о который я опираюсь,
 я построю целый придуманный мир.»  Натали Голдберг  Почему важны названия?  Писатель
 должен быть всеведущим. Творец обязан знать свое дело во всех 
подробностях, а самый лучший способ показать что-то — дать этому чему-то
 название. Поэтому как можно больше используй конкретные определения: 
говори «вяз» вместо «дерево», «ангора» вместо «шерсть» и т. д. Ты должен
 быть информирован абсолютно точно, поэтому, если это необходимо, выучи 
названия растений, цветов, собачьих пород, оттенков цвета и сорта 
сигарет.  Названия помогают тебе и читателю ухватить сущность 
вещей, основательно укорениться в тексте. Кроме того, они сообщают 
читателю одну очень важную деталь: то, что автор знает, о чем говорит. 
Нехватка подробностей же, или отсутствие какого-то названия, открывают 
слабое знание им предмета. В свою очередь, вставленная в нужном месте 
деталь предполагает, что автор говорит: «я там был, и это выглядело так и
 так». Без присутствия подробностей, читателю кажется, что автора в его 
работе нет, а раз нет его в повести, то это все равно, что разговаривать
 через стену: слышно, что говорится, но слова приглушены. Приходится 
угадывать, какое выражение лица у того, кто говорит, каким тоном он их 
произносит… Мы понимаем общий смысл, но в разговоре нет души.  Точность и селекция  Первый
 шаг — это тщательная селекция того, что действительно имеет место, и 
того, что тебе только кажется. Чем есть истинная, воспринимаемая нашими 
органами чувств реальность? Как мы уже говорили, надо показывать, а не 
рассказывать. Но одного только «представления» не достаточно так же, как
 в фильме недостаточно, чтобы режиссер водил кинокамерой во все стороны.
 Искусством есть выбор, редакция, различение. Описывая какую-то сцену, 
делай ВЫБОР. Сконцентрируйся на том, что является самым важным, 
неповторимым, специфическим (естественно, важным есть все, но существует
 иерархия ценностей) в данном персонаже, помещении или пейзаже.  Не
 существует четких правил, которые могли бы тебе помочь в принятии 
решения. Быть художником — это значит владеть умением эстетического 
оценивания и разделения того, что в повести живет, а что есть мертвым.  «Я не знаю другого способа различать повести, как только на те, в которых есть жизнь, и те, в которых ее нет».  Хенри Джеймс  Некоторые
 предметы странным образом «живут», просто вибрируют энергией, в то 
время как другие остаются мертвыми, лишенными жизни. Д. Г. Лоуренс 
назвал этот вид повествовательного бытия «оживением» (quickness) и 
примерно определил это, как «личный флюид, который приводит к тому, что 
вещи соединяются друг с другом гротескным или прекрасным способом, 
изменяя друг друга». Мы живем в мире, полном предметов, которые 
становятся все более мертвыми: товары массового потребления, 
искусственные материалы, никому не нужные мелочи и мусор — и твоей 
задачей, как писателя, является это все просеять, чтобы найти «осколки 
жизни».   |