Рассказывание — это как бы рисование картины словами. Значит это, что
автор должен иметь открытые глаза, и описывать то, что видит. А
рассказав, шагнуть назад, избегая непосредственного комментария. Автор
подает исключительно факты, конкретные и исключительные факты — поэтесса
Натали Голдберг, последовательница философии дзен, использовала
определение «изначальная деталь», то есть простой, ни чем не украшенный
факт — и позволяет читателю сделать собственные выводы. Доверься
творческой мощи образов. «Держись за то, что есть, потому что
оно даст тебе все, чего нет. Из деревянного стола, о который я опираюсь,
я построю целый придуманный мир.» Натали Голдберг Почему важны названия? Писатель
должен быть всеведущим. Творец обязан знать свое дело во всех
подробностях, а самый лучший способ показать что-то — дать этому чему-то
название. Поэтому как можно больше используй конкретные определения:
говори «вяз» вместо «дерево», «ангора» вместо «шерсть» и т. д. Ты должен
быть информирован абсолютно точно, поэтому, если это необходимо, выучи
названия растений, цветов, собачьих пород, оттенков цвета и сорта
сигарет. Названия помогают тебе и читателю ухватить сущность
вещей, основательно укорениться в тексте. Кроме того, они сообщают
читателю одну очень важную деталь: то, что автор знает, о чем говорит.
Нехватка подробностей же, или отсутствие какого-то названия, открывают
слабое знание им предмета. В свою очередь, вставленная в нужном месте
деталь предполагает, что автор говорит: «я там был, и это выглядело так и
так». Без присутствия подробностей, читателю кажется, что автора в его
работе нет, а раз нет его в повести, то это все равно, что разговаривать
через стену: слышно, что говорится, но слова приглушены. Приходится
угадывать, какое выражение лица у того, кто говорит, каким тоном он их
произносит… Мы понимаем общий смысл, но в разговоре нет души. Точность и селекция Первый
шаг — это тщательная селекция того, что действительно имеет место, и
того, что тебе только кажется. Чем есть истинная, воспринимаемая нашими
органами чувств реальность? Как мы уже говорили, надо показывать, а не
рассказывать. Но одного только «представления» не достаточно так же, как
в фильме недостаточно, чтобы режиссер водил кинокамерой во все стороны.
Искусством есть выбор, редакция, различение. Описывая какую-то сцену,
делай ВЫБОР. Сконцентрируйся на том, что является самым важным,
неповторимым, специфическим (естественно, важным есть все, но существует
иерархия ценностей) в данном персонаже, помещении или пейзаже. Не
существует четких правил, которые могли бы тебе помочь в принятии
решения. Быть художником — это значит владеть умением эстетического
оценивания и разделения того, что в повести живет, а что есть мертвым. «Я не знаю другого способа различать повести, как только на те, в которых есть жизнь, и те, в которых ее нет». Хенри Джеймс Некоторые
предметы странным образом «живут», просто вибрируют энергией, в то
время как другие остаются мертвыми, лишенными жизни. Д. Г. Лоуренс
назвал этот вид повествовательного бытия «оживением» (quickness) и
примерно определил это, как «личный флюид, который приводит к тому, что
вещи соединяются друг с другом гротескным или прекрасным способом,
изменяя друг друга». Мы живем в мире, полном предметов, которые
становятся все более мертвыми: товары массового потребления,
искусственные материалы, никому не нужные мелочи и мусор — и твоей
задачей, как писателя, является это все просеять, чтобы найти «осколки
жизни». |