Обладает теми же техническими достоинствами и недостатками, что и
перспектива «интенсивная», отличается прежде всего наличием тире.
Рассказ от третьего лица есть, как мне кажется, менее интимным, он не
имеет характера откровения. Это плюс, если не хочешь, чтобы твой
протагонист себя чересчур жалел или был слишком к себе снисходителен.
Если рассказываешь какую-то грустную историю с точки зрения человека, с
которым она случилась, читатель, которому чуждо сочувствие, воспримет
ее, как слезливые завывания жертвы. Та же самая история, рассказанная от
третьего лица, может быть полна пафоса. Исключением являются работы, в
которых рассказчик — герой не чувствует себя обиженным. Свою другую
повесть, Billy Bayswater, я начал от третьего лица. Версия эта звучала
так: «С разумом Билли что-то было не так. Он прикоснулся к отражению своего лица в зеркале, и улыбнулся: — Разум Билли Байсвотера Однако,
хотя шло все достаточно неплохо, где-то через неделю я почувствовал
запах горелой резины. Ручной тормоз был явно отпущен не до конца — я
чувствовал сопротивление.» И сообразил, что держу Билли на
слишком большой дистанции, что не позволяю ему чересчур приблизиться,
отчасти потому, что хотел избежать слезливости в рассказывании
трагической истории. (Второй повод был связан с тем, что интенсивная
точка зрения — это обоюдоострое оружие, если бы я слишком увлекся, то
это могло бы стать болезненным для меня самого). Поэтому я решил
попробовать перспективу от первого лица: «Говорят, что с разумом
Билли Байсвотера что-то не так. Я прикоснулся к отражению своего лица в
зеркале, и улыбнулся. Разум Билли Байсвотера.» И неожиданно
история набрала цветов. Я не только вошел в шкуру Билли, но мог
пользоваться так же его способом говорить, а так как интеллект его был
ограничен, отсутствовала опасность, что он начнет себя жалеть. Такого
рода близость иногда оказывается ключевым элементом для силы влияния
повести; стоит только представить себе «Поющих во ржи», написанных от
третьего лица — без сомнения, они много на этом потеряли бы. Решаясь
на перспективу одного человека — не важно, от первого лица или от
третьего, — очень важным элементом есть выбор героя, в которого легко
вселиться. Желая сделать его реальным, придать авторитета, надо иметь
непосредственный взгляд в его мысли, надо видеть реальность его глазами.
Писатель должен хорошо знать всех главных героев своей повести, но
персонажа, с точки зрения которого идет повествование, он должен знать
«со всеми потрохами». Это не означает, конечно, что они должны быть
одного пола, или иметь одинаковую биографию. Первую повесть я писал с
точки зрения женщины, другую — глазами малолетнего эпилептика. Важно
уметь представить себя в их шкуре. |