Некоторыми называется «интенсивной», т. к. целое действие
представлено с перспективы одного «я». Существует как бы одна камера,
глядящая глазами одного человека, — протагониста. Это значит, что
говорится только о том, что протагонист видит, свидетелем чего он
является. Придерживаться таких жестких рамок в повести не очень трудно —
такая простая точка зрения не выскальзывает из — под контроля писателя. Перспектива
от первого лица более, чем другие варианты, ориентирует всю повесть
«внутрь». Читатель живет как бы внутри героя, благодаря чему тот может
оказывать на него исключительное влияние — отсюда название «интенсивная»
точка зрения. Так же благодаря этому, героя можно воспринимать более
интимно, что полезно особенно тогда, когда представляются внутренние
процессы, личные переживания. Так как читатель знает ровно
столько, сколько протагонист, автор с легкостью может удивлять его
разными неожиданностями. Поэтому техника «от первого лица» прекрасно
подходит для получения эффекта «saspense» а и ожидания. Другим
достоинством есть то, что автору не надо придумывать разные способы
укрывания преждевременной информации — читатель получает то, что видит
(what you see is what you get) (Разве только рассказчику нельзя верить,
как в «Убийстве Роджера Экройда» Агаты Кристи, где со временем
становится понятно, что он сам есть убийцей. Сомнение в искренности
рассказчика — это ловкая штучка, но писателя могут обвинить в
неспортивном поведении). Перспектива от первого лица, — это
наиболее непосредственная точка зрения на происходящее. При более
широком взгляде, автор вынужден принимать больше решений: открыть ли
читателю, что происходит в другой комнате, или что думает тот или иной
персонаж? Значит, недостатки этой техники — это обратная стороны ее
достоинств. Не может произойти ничего, о чем не знал бы протагонист. Это
действительно упрощает работу, но ставит и ограничения. Если ты
описываешь какую-то сложную историю, то придется включить массу людей,
приходящих с новостями, либо довериться вечно звонящему телефону и куче
писем. Можно ли создать повесть с более, чем одним рассказчиком
от первого лица? Это сделал Джон Фоулс в «Коллекционере», но ему
пришлось разбить повесть на отдельные части. Во всяком случае, это было
бы необычайно рискованное предприятие — желаю успеха, если намерен
попробовать. Если пишешь от первого лица, а твой рассказчик хотя
бы чуть — чуть тебя напоминает, не удивляйся, если люди воспримут твою
повесть, как автобиографию. Надо иметь достаточно много отваги, чтобы,
не смотря на это, придерживаться раз принятого решения. |