Абстрактные существительные, в принципе, «рассказывают», а не
«показывают». Пользуясь ними, автор предполагает, что читатель поймет
его намерения, потому что владеет подобным опытом. Поэтому, если ты
подозреваешь, что твой читатель мог не пережить ничего, что бы
напоминало то, о чем ты говоришь, и надо ему помочь это вообразить,
можешь использовать образ: метафору или сравнение. «Её охватило
чувство полного одиночества» (абстрактное) — эта фраза может для разных
людей означать разные вещи. «Чувствовала себя, как пятнышко на
горизонте» (сравнение) показывает больше, позволяет быстрее поймать
смысл информации. Образностью надо пользоваться умеренно, потому
что автор иногда поддается обманчивому чувству, что самым эффективным
есть образ изысканный и сложный. Образность может намешать образов в
голове у читателя, а может до такой степени сосредоточить его внимание,
что он на какое-то время отвлечётся от рассказываемой истории. А так как
рассказывание историй есть главной целью писателя, оба эти эффекта
одинаково нежелательны. «Показывание» конкретное и дословное говорит, в
целом, больше, чем самый старательно подобранный образ. Может, тогда,
лучшим в конце концов будет такой вариант: «Всеохватывающая тишина
звенела у нее в ушах»? Поэтичность ради самой поэтичности — это то, чего
следует избегать для своего же добра. «Настоящий поэт не морочит себе голову поэтичностью, так же, как
человек, выращивающий розы, не морочит себе голову их нюханьем». Жан Кокто |