На определенном уровне символизм переходит в образность, т. е.
создание образов с помощью слов. Тогда следует попрощаться с логикой, и
отдаться на волю своих эстетических чувств. Мастером образности был D.
H. Lawrence — у него мы встречаем и промышленные города, и несущихся
галопом коней, и мужчин, которые борются друг с другом на борцовском
ковре. В «Любовнике леди Четтерлей» дама из высших сфер влюбляется в
лесника, который мало того, что походит из низших классов, так в
довершение этого имеет грязные ногти. Символ ли это, или только
изумительный образ? Ее муж, Клиффорд Четтерлей, оказался искалечен (и
потерял свои мужские признаки) на войне, сражаясь во имя
военно-промышленных сил, и хотя этот факт несомненно важен, нет особой
разницы, имеет ли это характер символа, или нет. Лесник Мэллорз является
противоположностью Четтерлея: пролетарий, сторонник сельских реформ,
страстный любовник. Послание, которое передает нам Лоуренс, в целом
совершенно понятно: современная цивилизация делает мужчин евнухами. Эта
чудесная ложь, которая была опубликована под титулом «Любовник леди
Четтерлей», есть делом искусства, и содержит в себе правду, которую
практически невозможно опустить до уровня фактов: правду художественную,
выражаемую только через символы и метафоры. Попробуй это сделать 1.
Если работаешь над какой-то повестью, проанализируй ее главную фабулу.
Задай себе вопрос — какие признаки главных героев должны быть
дополнительно освещены с помощью побочных сюжетов? Каким методом ты
намерен это сделать: с помощью созвучия или противопоставления? 2.
Проанализируй побочный сюжет. Какую он выполняет функцию? Как можно его
расширить так, чтобы он еще более помог обогатить главную фабулу? 3.
Поместил ли ты неосознанно в своей повести какие-то символические
элементы? Если да, то остаются ли они в согласии с тем, что ты хочешь
передать? Если нет, то какие изменения можно ввести, чтобы все элементы
создавали единое целое? 4. Присмотрись к ниже помещенным кратким
описаниям (в скобках подаю возможные темы) и придумай дополнительные
сюжеты, которые бы их дополнили (через созвучие или противопоставление) Отцу
и сыну удается счастливо пройти через развод, но мать принимает
бороться за то, чтобы признать себе родительские права (любовь,
связанная с ответственностью) Чтобы получить работу, безработный
актер переодевается в женщину и становится звездой популярного сериала
(мужчины совсем не такие, как женщины) Молодой человек, идя за гласом сердца, поступает вопреки ожиданиям взрослых (свобода важнее ответственности) Если
хочешь проверить, что можно было бы сделать с этими идеями,
проанализируй следующие фильмы с Дастином Хоффманом: «Крамер против
Крамера», «Тутси», «Выпускник» — из которых я взял схемы фабул. Кино
предоставляет особенно жесткие финансовые и технические требования,
поэтому структуры фабул в фильмах бывают особенно выразительны и точны;
писатель может получить много полезного, если станет их изучать 5.
Напиши имена героев, которые участвуют в твоей повести. При каждом
имени либо фамилии напиши ассоциации, какие в связи с ним приходят в
голову. 6. Сделай тоже самое со своей любимой книгой. 7.
Если ты пишешь повесть, но еще не придумал для нее заглавие, придумай
несколько вариантов, и используй их на знакомых. Спроси, что им приходит
в голову при том или другом заглавии. |