Фоулер определил клише, как «слово либо выражение, удачное
использование которого первый раз в данном контексте вызвало такую его
популярность, что оно стало использоваться неумеренным или
несоответствующим способом». Тот, кто первый придумал определение
«нерушимый, как скала», был, наверное, в восхищении. Его последователи
создали языковый шаблон. Значит, клише — это «секенд — хенд», то, что
показывает писательскую лень. Тот, кто использует одни шаблоны, кормит
читателя подогретыми объедками. А когда чувство превращается в
сентиментальность? Тогда, когда автор либо до такой степени поглощен
собой, что забывает о существовании читателя, либо когда перестает
уважать читательское умение оценивать. Сентиментальность — это фальшивая
эмоциональность, которая не позволяет распознать все разнообразие и
богатство данной ситуации. Это так же является манипулированием эмоциями
читателя. «Не может хорошо писать тот, кто не доверяет интеллекту читателя, и относится к нему пренебрежительно». Вильям Станк и Е. Б. Вайт Иногда стоит рискнуть «Я
убежден, что писание прозы должно ничем не отличаться от писания
поэзии. В обеих случаях речь идет о том, чтобы найти ту единственную,
неповторимую фразу, которая будет как компактная и концентрированная,
так и незабываемая. Хотя многословие и отвлечения тоже по своему ценны». Итало Кальвино Чем
больше внимания посвящаем стилю, тем более начинаем его сознавать. Это,
в свою очередь, может привести к тому, что мы почувствуем себя так,
словно нам подрезали крылья. Стремясь к максимальной лаконичности,
точности и плавности стиля, мы можем лишить нашу повесть жизни. Иногда
действительно многословие и отходы от главной темы имеют свою ценность.
Не нужно сразу выбрасывать из работы то, что кажется безумным и не
слишком подходящим. Марк Шагал сказал когда-то: «Я люблю рисовать
небрежно». Позволь время от времени своей ладони чуть свободнее держать
перо, и это может принести неожиданную пользу. Не оплачивается быть
порядочным. «Весь секрет живого стиля, вся разница между стилем
живым и мертвым, лежит в достаточно свободным трактовании правил. Время
от времени можно позволить себе небрежность, либо, скорее, вызвать
впечатление небрежности — это прекрасно оживляет письмо». Томас Харди Стиль,
как человек — со всеми его недостатками, проблесками совершенства и
моментами слабости. Упорядоченный, взвешенный, элегантный — он может
вызывать восхищение, как человек с подобным характером, но редко
возбуждает любовь. Читатель (со всеми его недостатками, проблесками
совершенства и моментами слабости) ищет приятеля, а не образец
совершенства. Истинно вдохновенное писательство пользуется
подвернувшимися оказиями. Никогда не рискуя, не добьешься полного
успеха. Грамматика — это не клетка, в которой должен жить автор, а
только набор договоров, возникших в процессе пользования языком и
усовершенствованных педантами. Нарушай их, если так тебе подсказывает
сердце, изменяй положение слов, выбрасывай определения и т. п. Издевайся
над добрым вкусом. Если владеешь чувством языка, все это может тебе
помочь. «От страха перед вульгарностью тоже можно впасть в
вульгарность. Так же, как боковой в регби должен для добычи пункта почти
прикоснуться к боковой линии, так и художественная литература, по своей
природе использующая человеческие чувства, должна рисковать переходом в
сентиментальность. Иногда лучше оказаться сентиментальным, лучше
перебрать, недоговорить, или сказать слишком прямо, чем всегда
придерживаться безопасных границ, и ничего не достичь. Вергилий,
Шекспир, Диккенс и много других творцов писали вопреки правил своего
времени». Луи МакНис Я лично знаю только один способ удачного
соединения спонтанности и дисциплины, так, чтобы ни та, ни другая
сторона не пострадала — практика. Надо писать все время заново,
аккуратно, но неумолимо редактировать собственные тексты, так, чтобы в
конце концов читателю показалось, что возникали они без малейшего
усилия. Ты же, когда тебя позже спросят, благодаря чему ты добился
такого молниеносного успеха, сможешь ответить: «Благодаря многолетней
практике». «О технике в искусстве я думаю тоже, что и о технике в
половой жизни. Это значит, что и восторженная неловкость, и
хладнокровное мастерство имеют свое очарование, но более всего жаждется
совершенство, полное увлечения». Джон Барт Попробуй это сделать Критическое
чтение собственной работы — это важное занятие, трудное и рискованное.
Важное, потому что самоосознание представляет важный элемент творческого
процесса: желая усовершенствоваться, мы должны знать свои сильные и
слабые стороны. Трудное, потому что никогда не удается достичь полностью
критической дистанции к собственному писательству. Рискованное же
потому, что самоосознание есть врагом спонтанности. Благодаря следующим
тренировкам ты можешь сделать два осторожных шага в сторону
самокритического изучения своего произведения. 1. Выбери фрагмент
собственной работы — лучше, если целый раздел, если уже его имеешь, — и
перечеркни карандашом каждое прилагательное или модулятор. Затем возьми
резинку, и вытри зачеркивания только тех слов, которые посчитаешь
необходимыми для текста. 2. Перечитай несколько раз любой
фрагмент своей работы — громко и тихо, — вслушиваясь в мелодию фраз, и
не задумываясь над их смыслом. Обрати внимание на возможные повторения и
неприятные звуковые сочетания. Отметь фразы, которые показались тебе
корявыми, затем отредактируй их заново, согласно с тем, что подсказывает
тебе внутреннее ухо. Следование этим правилам может тебе помочь в
предварительной работе. Следующее упражнение вводит намного более
далеко идущие ограничения, и я, как минимум, не рекомендую тебе
придерживаться их во время творческой работы. 3. Не используя никаких прилагательных, наречий и тд., напиши фрагмент в 300 слов, представляющий одну из предложенных ситуаций. Новоиспеченная
монашка идет длинным коридором, в конце которого виднеются обитые
тканью двери. Через высокие окна в коридор падает солнечный свет. С плоской крыши небоскреба кто-то смотрит вниз на суматошную жизнь города. Банщик в турецкой бане намыливает спину толстого, волосатого мужчины. Написав это упражнение, вставь в текст одно прилагательное. 4.
Выбери любой фрагмент из повести писателя, которым ты восхищаешься.
Проанализируй каждую фразу, выискивая прилагательные и т. д. Каковы
эффекты совершенных автором технических выборов? А теперь опиши сцену из
упражнения 3, следуя стилю этого автора. Какое впечатление вызывает эта
версия в сравнении с первичной? |