Более важным, чем поверхностная информация, есть знание, каким
человеком является твой герой. С этой точки зрения литература ничем не
отличается от жизни: мы судим о конкретных людях, пользуясь
характеристиками, как указателями. Но ведь часто так бывает, что
познакомившись ближе с человеком, мы изменяем свое первоначальное мнение
о нем. В таком случае, кем же является этот человек? Первым
впечатлением, или кем-то, кого мы познали в конкретном действии? Именно в
этом заключается различие между характеристикой, и характером. Сценарист
Роберт МакКи определяет характер просто как «выбор, который мы
совершаем, находясь под давлением обстоятельств». В определенный способ
фабулу можно принять, как вариант литературной скороварки, в которой мы
готовим, используя высокое давление. Ядром повести всегда является
какой-то конфликт — не важно, серьезный, или мелкий, личностный, или
глобальный. Конфликт ставит людей в трудную ситуацию, а люди, оказавшись
под давлением обстоятельств, показывают свое истинное лицо. В
фильмах катастроф одним из основных элементов является столкновение
характеристики с характером. В начале истории некий господин Успех дает
всем вокруг советы, но когда напряжение растет, он впадает в панику, и
раскрывает себя, как господин Спасите — я — боюсь. Избавившись
обольщений, священник находит бога, поссорившиеся муж и жена мирятся,
слабак оказывается героем. Настоящий характер проявляется во время
принятия критических решений, т. е. совершения выбора под воздействием
ситуации. МакКи говорил, что писание сценария основано на: 1. Выбор характеристики 2. Показание характера 3. Смена характера на лучший или худший. Не
будем забывать, что повесть — это своего рода путешествие. Недостаточно
только поддать своих героев разным испытаниям, если в конце они
окажутся такими же, какими были в начале. В таком случае, это будет
путешествие, ведущее читателя в никуда. Однако, как я уже сказал в главе
3–й, изменение, которое герой переживает (т. е. «поворот») в конце
повести, не обязательно должно иметь место только в его внутреннем мире. |