В каждой сцене пытайся найти драматизм, и
то, что привлечет внимание. Если этих элементов нет, поищи их. В
некоторых случаях сцены нужны только для того, чтобы читатель с их
помощью получил необходимую информацию. Проверь, не удастся ли такую
сцену наполнить каким-нибудь драматизмом, действием. В этом месте мне
вспоминается сцена из фильма Пола Хогана «Крокодил Данди — 2», которая
была бы просто нудной, если бы не сделали из нее минипредставление:
героя, который ест завтрак, посещает детектив. У Данди пригорает гренка,
и он собирается ею угостить детектива, но гренка вываливается из рук на
землю. Данди какое-то мгновение колеблется, и тогда, когда мы уже
решили, что он ее выкинет, оказывается, что детектив ничего не заметил,
поэтому, немного ее отряхнув, Данди кладет гренку на тарелку
полицейского. Таким образом информация, с которой прибыл детектив, сама
по себе неинтересная, но необходимая для развития действия, становится
захватывающей, потому что, когда он рассказывает ее равнодушным тоном,
жуя одновременно гренку, и после каждого куска вытаскивая изо рта
зернышки песка, мы просто не можем оторвать от него глаз. Имея чуть —
чуть воображения и таланта, можно сделать то же самое в повести. Эмоциональный фон сцены Сцена,
которую ты показываешь, имеет, понятное дело, не только исключительно
физическую природу, а еще и эмоциональную. Кроме растрепанной природы и
блестящей в лучах солнца паутины, надо показать реакции людей, которые
находятся в этом месте. Реакции, а не их понятия. И снова лучше всего
показывает себя метод «не рассказывай, а показывай». На сей раз
представь себе, что ты режиссер фильма: как ты покажешь, что кто-то
«одинок», «поглощен депрессией», «счастлив»? Ты ведь не можешь героям
повесить на шее таблички с соответствующими надписями, и приказать им
ходить по сцене. Ты должен их вообразить, и спросить себя, как конкретно
выглядит человек «одинокий», какое у него лицо, как выглядит тело. В
сценах, полных эмоций (а следует помнить, что возбуждение — это тоже
эмоция), оправдывают себя крупные планы. ОЧЕНЬ КРУПНЫЕ планы.
Расширяющиеся зрачки, взъерошенные волосы, поднятые брови: мелочи,
которые могут быть необычайно красноречивыми. Смотри только,
чтобы не переборщить. Иногда очень трудно тормознуть собственный
энтузиазм, касающийся того, что мы как раз пишем. Умеренность особенно
рекомендуется в сценах чувственных, где правильно разбуженное
воображение читателя достаточно подтолкнуть на миллиметр, чтобы оно
понеслось галопом. Остерегайся «тяжелой руки», потому что, даже если
руководствуешься лучшими пожеланиями, читатель может почувствовать себя,
как после удара палкой в лоб. Еще раз повторяю — доверься силе образов.
Позволь читателю самому сделать выводы. Попробуй это сделать 1. Осмотрись вокруг: какие предметы, по — твоему, «живые», а какие — «мертвые»? 2.
Если бы ты был кинорежиссером, на каких трех деталях окружения, в
котором ты сейчас находишься, сосредоточил бы внимание камеры? С какого
расстояния их снимал? 3. Выбери какое-нибудь известное тебе место — комнату, пейзаж, — и опиши его так, словно бы видел впервые. |