Мысль, что в повести проще всего написать диалоги, является
ошибочной, не смотря на всю свою привлекательность, В повести каждое
слово, включая диалог, требует обработки, иначе диалог станет чересчур
«рыхлым». «Обычно, диалоги самые приятные фрагменты повести, но только при условии, что они помогают развиваться главному действию.» Антони Троллоп Искусство
писать хорошие диалоги основано на создании иллюзии реальной речи, без
намерения конкурировать с ней. Жизнь, в целом, лишена фабулы, поэтому
большинство наших разговоров достаточно хаотично. В живой речи
появляются многочисленные повторения, тавтологии, и ни с чем не
связанные элементы: попробуй зарегистрировать на пленку первый
попавшийся разговор, а потом перепиши его на бумагу. Эффект может
оказаться воистину реалистичным, но он не будет иметь ничего общего с
принципом «осколки жизни», с которым мы имеем дело в реалистической
прозе. Такой разговор, без сомнения, окажется нудным и слишком длинным.
Начинающие писатели, что понятно, имеют склонность к созданию
многочисленных диалогов, потому что это кажется простым, и уж без
сомнения более натуральным, чем усилие, с каким большинство из нас
мучается над описаниями или комментарием. Однако, если в диалоге
участвует слишком много лиц, или их ответы чересчур длинны, терпение
читателя подвергается испытанию. При чтении диалога он должен разделять
удовольствие, с которым этот диалог писался. Умело сконструированный
диалог может создать впечатление написанного с необычайной легкостью, но
требует дисциплины и решительных редакторских манипуляций. Диалог
напоминает куст розы — лучше всего выглядит, когда подстрижен. Я бы
посоветовал переписывать его так долго, пока не удастся сократить
максимально. Естественно, после такой операции он не будет иметь ничего
общего с аутентичной разговорной речью, но это и к лучшему. Читатель
абсолютно не нуждается в аутентичных разговорах, он жаждет обмена
фразами, которые будут раскручивать фабулу. А значит, как
показать того, кто говорит слишком много, кто не закрывает рот? Иначе
говоря, как описать нудного болтуна? Так, чтобы это НЕ БЫЛО нудным. Не
следует приводить его слова, потому что читатель, как и каждая жертва
такого болтуна, просто выключит свое внимание. Писатель, как это ни
покажется парадоксальным, должен сделать из такого героя персонаж не
менее увлекательный, чем другие герои повести. Одним из возможных
способов это сделать, является показ его через призму мнения других. «Джек снова начал плести о своей машине — о какой-то регулировке колес. Джилл подавила зевок.» Выбрось
лишние фразы. В фильме разные нюансы проходят незамеченными, но на
страницах повести мы ищем смысла в каждом слове. Если диалог избавлен
смысла, читатель почувствует себя заблудившимся, и подумает, что
писатель что-то нечаянно пропустил. |