Прилагательных, наречий и абстрактных существительных. Когда я
думаю, как НЕ начал бы повесть, приходит мне в голову что-то такое:
«Была темная, бурная ночь. Он медленно подошел к окну, и посмотрел на
разрушения, которые сделал вихрь». Что я могу сказать о таком
начале? Ведь он более — менее подходит под рекомендации Фоулера: язык
разговорный, фразы короткие — все сходится. Но имеют ли отдельные
конкретные слова достаточную силу выражения? А если бы написать так:
«Была полная луна. Он побрел к окну, и увидел, как вихрь дергает ветки
ивы». Не будет ли это более образно? Присмотримся поближе обеим
фразам. «Была темная, бурная ночь». «Темная» и «бурная» — это
прилагательные, определяющие существительное, в данном случае «ночь».
Прилагательные создают впечатление, словно выполняли бы какую-то важную
функцию, но так ли это в действительности? Что, собственно, я имею в
виду, когда говорю «темная», и какую силу бури означает «бурная»?
Естественно, мы найдем определенные указатели, но они не будут точными. В
то же время фраза «была полная луна» есть определением конкретным: мы
знаем, как такая луна светит, и можем себе это вообразить. Так же и
«вихрь дергает ветки ивы» более конкретен, чем прилагательное «бурная». Прилагательные
— это ничто иное, как сокращения. Например, «прекрасная молодая
женщина» в принципе означает: «Ты понимаешь, что я имею в виду — такую
прекрасную молодую женщину, каких можно увидеть в иллюстрированных
журналах, влажный взгляд, профиль скул и так далее». Увеличение числа
описаний для того, чтобы добиться большей выразительности, может в конце
концов превратиться в что-то вроде списка признаков: «прекрасные темные
миндалевидные глаза». Наречие — это выражение, определяющее
глагол. Трудно найти оправдание для формулировки «он подошел медленно».
Наш язык полон глаголами, и это надо использовать. Что, собственно,
значит «медленно»? Плыл, шлепал, брел, лез, прогуливался? Каждый из этих
глаголов вызывает другой образ, хотя все означают медленную ходьбу. Остерегайся
ненужных прилагательных: «РАДОСТНЫЙ смех», «НЕЖНАЯ ласка» и т. д., а
так же чего-то вроде «ПОСПЕШНО прошептала». Избыток их нарушает
естественность повествования — например, вместо «молча подошла к нему»
достаточно «подошла к нему», потому что раз она ничего не говорит,
значит, молчит. Это может показаться придирчивостью с моей стороны, но
все, что лишнее, есть мертвым: каждое слово обязано иметь свой вес. Абстрактные
существительные означают состояния ума, общие понятия, либо категории.
Для разных людей они имеют разное значение. Что, например, значит
«счастье»? Либо «красота»? «Разрушения» могут касаться нескольких
перевернутых цветочных горшков, либо вырванного с корнями дерева. В
нашей другой версии речь идет о том, что ветер достаточно силен, чтобы
раскачивать ветки ивы. Не больше, и не меньше. Пользование образом
вместо абстрактного символа избавляет читателя от необходимости
угадывать, что имел в виду автор. Модуляторы С ними
тоже надо быть осторожным. Под модуляторами я понимаю такие слова,
которые сменяют оттенок значения других выражений, например,
«достаточно», «почти» и так далее. Чаще всего они только ослабляют
фразу, поэтому лучше их удалить, разве что эта манипуляция вызовет
какое-то принципиальное изменение в значении фразы. Отказываясь от
точности, мы выигрываем в силе убеждения. «Скорее, более, практически,
— это пиявки, которые портят прозу, и высасывают кровь из слов… мы
должны очень тщательно придерживаться этого правила, потому что оно
достаточно важно, и мы можем быть абсолютно уверены, что каждому из нас
время от времени придётся его нарушить». Вильям Странк и Е. Б. Вайтед |