В драматическом произведении наличие развивающегося конфликта
обязательно. Это утверждение справедливо не только для драматического
произведения в целом, но и для каждого эпизода. Поскольку в
эпизоде есть развивающийся конфликт, должна быть кульминация и развязка,
даже если конфликт продолжит свое развитие в последующих эпизодах.
Ключевые конфликты в эпизоде и в произведении в целом не обязательно
должны совпадать. Например, ключевой конфликт развивается между главным
героем и женой, а первый эпизод в произведении содержит конфликт между
главным героем и начальником. Конфликт в эпизоде приведет к увольнению
главного героя. Это событие, в свою очередь, повлияет на ключевой
конфликт. Структура эпизода не отличается от структуры всего
произведения. В начале напряжение незначительно, но оно постепенно
нарастает, пока не наступает кульминационный момент, за которым следует
развязка. Вот пример из «Рождественской песни в прозе». «А бедный
умалишенный тем временем, выпустив племянника Скруджа, впустил новых
посетителей. [Перед нами мостик, связывающий данный эпизод с
предыдущим.] Это были два дородных джентльмена приятной наружности, в
руках они держали какие-то папки и бумаги. Сняв шляпы, они вступили в
контору и поклонились Скруджу. — Скрудж и Марли, если не
ошибаюсь? — спросил один из них, сверившись с каким-то списком. — Имею я
удовольствие разговаривать с мистером Скруджем или мистером Марли? —
Мистер Марли уже семь лет как покоится на кладбище, — отвечал Скрудж. —
Он умер в сочельник, ровно семь лет назад. [Конфликт пока не
начинается, т. к. Скрудж еще не знает, что джентльмены пришли просить
денег.] — В таком случае мы не сомневаемся, что щедрость и широта
натуры покойного в равной мере свойственна и пережившему его
компаньону, — произнес один из джентльменов, предъявляя свои документы. И он не ошибся, ибо они стоили друг друга, эти достойные компаньоны,
эти родственные души. Услыхав зловещее слово „щедрость", Скрудж
нахмурился, покачал головой и возвратил посетителю его бумаги.
[Напряжение нарастает.] — В эти праздничные дни, мистер Скрудж, —
продолжал посетитель, беря с конторки перо, — более чем когда-либо
подобает нам по мере сил проявлять заботу о сирых и обездоленных, кои
особенно страждут в такую суровую пору года. Тысячи бедняков терпят
нужду в самом необходимом. Сотни тысяч не имеют крыши над головой. — Разве у нас нет острогов? — спросил Скрудж. [Скрудж начинает злиться: он понял, что пришли за деньгами.] — Острогов? Сколько угодно, — отвечал посетитель, кладя перо обратно. — А работные дома? — продолжал Скрудж. — Они действуют по-прежнему? — К сожалению, по-прежнему. Хотя, — заметил посетитель, — я был бы рад сообщить, что их прикрыли. — Значит, и принудительные работы существуют, и закон о бедных остается в силе? — Ни то, ни другое не отменено. —
А вы было напугали меня, господа. Из ваших слов я готов был заключить,
что вся эта благая деятельность по каким-то причинам свелась на нет. Рад
слышать, что я ошибся. — Будучи убежден в том, что все эти
законы и учреждения ничего не дают ни душе, ни телу, — возразил
посетитель, — мы решили провести сбор пожертвований в пользу бедняков,
чтобы купить им некую толику еды, питья и теплой одежды. Мы избрали для
этой цели сочельник именно потому, что в эти дни нужда ощущается
особенно остро, а изобилие дает особенно много радости. Какую сумму
позволите записать от вашего имени? — Никакой. — Вы хотите жертвовать, не открывая своего имени? —
Я хочу, чтобы меня оставили в покое, — отрезал Скрудж. — Поскольку вы,
джентльмены, пожелали узнать, чего я хочу, — вот вам мой ответ. Я не
балую себя на праздниках и не имею средств баловать бездельников. Я
поддерживаю упомянутые учреждения, и это обходится мне недешево.
Нуждающиеся могут обращаться туда. — Не все это могут, а иные и не хотят — скорее умрут. —
Если они предпочитают умирать, тем лучше, — сказал Скрудж. — Это
сократит излишек населения. А кроме того, извините, меня это не
интересует. — Это должно вас интересовать. — Меня все это
совершенно не касается, — сказал Скрудж. — Пусть каждый занимается своим
делом. У меня, во всяком случае, своих дел по горло. До свидания,
джентльмены! Видя, что настаивать бесполезно, джентльмены
удалились [кульминационный момент, за которым следует развязка], а
Скрудж, очень довольный собой, вернулся к своим прерванным занятиям в
необычно веселом для него настроении. Меж тем за окном туман и мрак настолько сгустились…» [Мостик к следующему эпизоду.] Только
что был приведен пример цельного эпизода. Эпизод начинается с прибытия
двух джентльменов, конфликт развивается и доходит до кульминационной
точки, заканчивается развязкой, после которой перебрасывается мостик к
следующему эпизоду. Цельный эпизод не следует использовать слишком
часто. В начале эпизода конфликт не имеет достаточного накала, чтобы
увлечь читателя. Допустим, ваш персонаж хочет, чтобы его повысили. Он
принимает решение: на следующее утро первым делом он пойдет к
начальнику. Эпизод завершен (решение принято). Отсюда мостик можно сразу
перебросить к середине следующего эпизода: «— Джо, потребуй, наконец, повышения! На ребенка не хватает денег. Если ты не поговоришь с начальником, я от тебя уйду! — Ладно, ладно, завтра утром сразу пойду к начальнику. Ночью ему не спалось, и на следующее утро [мостик к следующему эпизоду] Джо, стоя перед начальником на трясущихся ногах, заявил: — Либо вы меня повысите, либо я увольняюсь! Начальник, растянув губы в волчьей ухмылке, взглянул на Джо и произнес: — Что ж, Гогсгроув, нам будет не хватать вас. [Кульминация эпизода.] В тот же день Джо купил веревку, чтобы повеситься…» [Развязка и мостик к следующему эпизоду.] Прыжок
в середину эпизода увеличит скорость развития сюжета и поможет читателю
удержать внимание на развивающемся конфликте. Для разнообразия
кульминацию в эпизоде иногда опускают. Если эпизоду не хватает
напряженности, его можно выкинуть целиком. Этим приемом пользуются также
для достижения комического эффекта: «Утром Джо понял — остался
один-единственный вариант. Он возьмет у отца дробовик и ограбит винный
магазин. Тогда хватит денег на дорогу до Голливуда, а там уж он точно
пробьется на телевидение. Он дождался темноты, надел лыжную маску,
перчатки и кроссовки. Оставив машину за углом, ровно в 9.00 Джо зашел в
винный магазин „У Фрэда". Ровно в 9.28 его доставили в городскую
тюрьму». [Момент задержания пропущен для достижения комического
эффекта.] Когда критики отмечают быстрый темп развития сюжета,
это чаще всего значит, что писатель бросает свои персонажи прямо в
середину эпизода с развивающимся конфликтом. Когда вы сядете за роман,
думайте над каждым эпизодом. Может, для поддержания темпа часть эпизода
лучше опустить? |