Если вы учитесь в стоматологической школе, вам предстоят выпускные
экзамены. Когда вы их сдадите — получите диплом. Он даст вам право
реализовать на практике свои навыки. Чтобы успешно сдать выпускной
экзамен, надо долго учиться, пройти практику, провести тысячи часов,
копаясь во рту у пациентов под надзором старшего врача, потратить уйму
денег, сдать зачеты. В итоге вы получите степень доктора, начнете
сверлить, пломбировать и рвать зубы. Если вы навострились ставить
золотые коронки, в приемной у вас играет приятная музыка, медсестра
улыбается пациентам, может быть, вам даже удастся разбогатеть. Пока
вы учились, вы медленно превращались из обычного человека в
хирурга-стоматолога. Теперь, возможно, вы даже считаете себя выше
других. Если вас кто-нибудь попросит представиться, вы гордо
произнесете: «Сэм Смут, хирург-стоматолог». Курса обучения, по
окончании которого можно сказать: «Я писатель», не существует. Вы можете
получить диплом магистра изящных искусств по классу «литературное
творчество», стать доктором наук по специальности «современный
романизм». Диплом не сделает вас писателем. Писатель — тот, кого издают. С
точки зрения общества, писатель, которого не издают, не отличается от
старого попрошайки. Друзья будут над вами хихикать, соседи шептаться у
вас за спиной. Дядя Альберт попытается уговорить вас стать
хиропрактором. Тетя Бетильда отведет вас в сторону и прочтет лекцию о
том, что жизнь — жестокая штука и пора наконец взрослеть. Вокруг вас
будут роиться кредиторы. Мама будет пытаться вас подбодрить, а ночью
плакать в подушку, размышляя, что она упустила, когда воспитывала вас. Как
ни печально отметить, титул настоящего писателя вам вручает издатель.
Не забывайте и о том, что всякая птица когда-то была яйцом. Каждый
издающийся писатель когда-то был неиздающимся, включая Эрнеста
Хемингуэя, Льва Толстого, Вирджинию Вулф и Джеймса Джойса. Существует
несколько способов избежать ярлыка «будущий писатель». Можно сказать,
что вы писатель, но не говорите, что работаете над художественным
произведением. Допустим, вы пишете детектив о том, как университетский
профессор убил проститутку. Скажите, что пишете книгу о сексуальных
отклонениях в среде ученых. Это хорошая тема для документальной книги.
Друзья восхищенно покачают головами. В том, что вы
писатель-документалист, нет ничего плохого. Все их считают людьми
практичными, воспринимающими жизнь серьезно. К тому же многие полагают
(возможно, не без оснований), что документалистику может написать любой
мало-мальски грамотный человек. Поэтому все будут думать, что ваш труд
достоин всяческих похвал. Еще один способ скрыть свое творчество —
сказать, что вы поступили на ускоренные курсы и мечтаете получить
ученую степень в области литературоведения. Никто не будет ломать голову
над тем, что вы делаете весь день и полночи, запершись в комнате. Все
решат, что вы упорно занимаетесь. Если спросят, что вы так молотите по
пишущей машинке, скажите, что работаете над курсовой. Все знают — это
дело непростое. Некоторые писатели в начале своего творческого
пути вообще уходят в подполье. «Затворники» никому ничего не
рассказывают. Они прячут рукописи за холодильниками. Они пишут от руки,
чтобы никто не услышал стук пишущей машинки. Пока тайна не станет явью,
никому и в голову не придет, что они любят читать, не то что даже
писать. Близкие могут решить, что «затворник» встречается в подвале или в
гараже (в зависимости от того, где он трудится над романом) с
любовницей. Сработает любой из приведенных выше способов.
Впрочем, есть еще один, но он сложнее. Он называется «подход Джона
Уэйна». Сожмите зубы, уприте руки в боки и скажите: «Я пишу роман, а
будете скалиться — дух вышибу!» |