Что делать, если никак не найти разрушающую группу, а создавать ее
самому нет ни сил, ни желания? Обратитесь за помощью к друзьям или
станьте на время критиком. Если друзья не желают говорить правду,
есть способ ее вытянуть. Скажите, что рукопись, которую они читали, не
ваша. Скажите, ее вам дал почитать друг и сейчас спрашивает вашего
мнения, а вы не знаете, что ответить. Вам нужна помощь. У друзей с души
свалится камень. Если они решат, что рукопись не ваша, они, не боясь вас
обидеть, выложат все, что о ней думают. Неважно, признались вы
друзьям в авторстве или нет. Выбивайте признание, что конкретно им не
понравилось: персонажи, ситуации, в которых они оказываются, темп
(слишком быстрый, слишком медленный), ясность изложения и т. д.
Допрашивайте их, как Перри Мейсон — свидетелей. Пусть критики выскажут
свое мнение, не возражайте им. Никогда не пытайтесь защищаться — это
бессмысленно: в следующий раз друг дважды подумает, прежде чем выскажет
замечание. Когда сядете за правку, отметайте замечания, с которыми не
согласны. Роман — ваш, вы — царь и бог. Вы сможете выжать из
друзей больше, если составите список элементов произведения и попросите
выставить оценку за каждый из них. Попросите друзей подойти к вашей
просьбе со всей тщательностью. Включите в список сюжет, описание
персонажей, язык и т. д. Чем длиннее список, тем лучше. Если список
состоит из десяти пунктов и шесть-семь из них получают высокую оценку,
вы на правильном пути. Пункты, получившие низкую оценку, требуют вашего
пристального внимания. Еще один способ определить слабые места в
произведении — к каждому эпизоду рисовать кривую читательского интереса.
Пусть оценят каждый эпизод по десятибалльной шкале. Если интерес к
эпизоду невелик, он получает пятерку, если откровенно скучен — единицу,
если полностью захватывает читателя — десятку. Если одну и ту же главу
или эпизод все читатели оценивают в районе шестерки или ниже, вы знаете,
над чем работать. После того как друзья закончат чтение, можете
устроить «опрос общественного мнения». Пусть они проголосуют за наиболее
и наименее полюбившиеся персонажи, выберут лучший эпизод, худший эпизод
и т. д. Вы также можете попросить подробно пересказать сюжет. Те
эпизоды, что друзья пропустят, — самые скучные. В принципе лучше
вас самих проанализировать собственное произведение не удастся никому.
Самоанализ — навык приобретаемый, и при должной практике можно стать
настоящим профессионалом. Поскольку без этого навыка никуда не деться,
можете сразу приступить к тренировкам. Перечитайте рукопись.
Представьте, что ее написал кто-то другой. Представьте, что рукопись —
больной, а вы врач, и надо ставить диагноз. Попробуйте надиктовать роман
на магнитофон, а потом послушайте, что получилось. Благодаря смене
способа восприятия вы, может быть, заметите огрехи, ускользнувшие от
вашего внимания. Попробуйте рассказать другу сюжет романа от начала до
конца. Что вы упустили? Где начинали мямлить? Это и есть слабые места
вашего романа. Хотите добиться более объективного подхода к
собственному роману? До того как займетесь его анализом, отложите на
некоторое время рукопись в сторону. Три-четыре месяца — срок недолгий.
Некоторые писатели выжидают год. А пока идет время, работайте над
следующим романом. В редактуре важнее всего подход. Во время
правки без всякого сожаления выкидывайте лишнее, вносите изменения.
Тщательно изучая каждый эпизод, помните основополагающий принцип: если
вам кажется, что эпизод никуда не годится, значит, так оно и есть. Проанализируем собственное произведение шаг за шагом •
Первый вопрос, который вы должны себе задать: доказана ли идея
произведения. Допустим, идея вашего романа: «жадность приводит к
счастью». Перечитайте свою работу, а вдруг вы обнаружите, что к счастью
приводит что-нибудь еще. Например, удача. Если так и есть, вам надо
внести исправления в рукопись, чтобы содержание соответствовало идее. Мы
уже договорились, что вы должны верить в идею, считать ее достойной
доказательства. Если доказать ее не получилось, загляните в пошаговый
план, пройдитесь по событиям в сюжете и подумайте, какие изменения
требуется внести, чтобы доказать идею. Вы можете обнаружить, что все
дело в персонаже, что к счастью ведет не жадность, а самопожертвование.
Тогда, несмотря на то что вы находитесь на завершающем этапе, имеет
смысл изменить идею. Если вы пойдете на это, необходимо исправить роман
так, чтобы его содержание доказывало новую идею. • Задумайтесь,
удалось ли затронуть чувства читателей. Сможет ли читатель отождествить
себя с персонажем? Есть ли в романе эпизоды, в которых положительные
герои ведут себя глупо или подло? Если да, то эти герои могут утратить
симпатии читателей. • Персонажи контрастны? Они действуют на
пределе возможностей? Они выдерживают тест на правдоподобие во всех
эпизодах? Они надежно заперты в тигле конфликта? У них есть доминирующие
страсти? Они тверды и решительны? Вы случайно не создали стереотипные
персонажи? • Главные герои должны расти от крайности до крайности. Как с этим делом обстоит у вас? • Все ли конфликты в романе развиваются планомерно? У вас есть статичные конфликты? А скачкообразный? • Во всех ли конфликтах присутствует развязка? Возникнет ли у читателя ощущение законченности романа? • Конфликты разнообразны? Повторы есть? •
Правильно ли выбран момент начала повествования? Может, вы начали
издалека, и, пока обстановка накалится, проходит слишком много времени?
Или вы начали слишком резко, и, толком не познакомив читателя с
персонажами, сразу бросаете их в горнило развивающегося конфликта? • Есть ли связь между событиями? Может ли читатель отследить последовательность событий A — B–C — D? • Есть ли в кульминации элемент неожиданности? Будят ли кульминация и развязка в душе читателя сильные чувства? • Есть ли в романе ирония или идеальная справедливость? Если нет, могут ли они появиться? •
Заметна ли многогранность характера главных персонажей? Меняется ли у
героев эмоциональное состояние? Удалось ли вам полностью раскрыть образы
главных героев? • Есть ли в романе эпизоды, которые могут вызвать у читателя разочарование? Если да, их надо выкинуть. •
Задайтесь вопросом, правильно ли выбран тон повествования. Он не
раздражает? Может, он поучительный? Не имеет ли смысл выбрать другую
форму повествования? • Вы прибегали к ретроспекции? Так ли она нужна? • Вы не упустили важных конфликтов? Вы полностью описали все значительные события? •
Пройдитесь по каждому эпизоду. Везде ли присутствует развивающийся
конфликт? Взволнует ли он читателя до глубины души? Если эпизод с
конфликтом можно выкинуть без особого вреда для романа — выкидывайте. •
Прочитайте все диалоги, обращая внимание на каждую реплику. Каждая ли
реплика способствует дальнейшему развитию сюжета? Проясняет ли она образ
персонажа? Она красочная? Оригинальная? Может ли персонаж сказать
что-нибудь поумнее? • Удалось ли в повествовательных эпизодах
использовать всю палитру ощущений (слух, зрение, вкус, обоняние,
осязание)? Вы не забыли о внутреннем мире и юморе? Имеет ли смысл в
некоторых предложениях поменять страдательный залог на действительный?
Достаточно ли деталей? Не много ли общих фраз? Роман написан
убедительно? Или он слабый и скучный? Говорят, Эрнест Хемингуэй
переписывал некоторые эпизоды по тридцать-сорок раз, пока не добивался
желаемого результата. Критики признают: Хемингуэй — гений. Он работал
упорно, потому что был гением? Может, именно благодаря упорной работе
из-под его пера вышли гениальные произведения? IX. Размышления о литературном творчестве |