Вы всем сердцем должны хотеть стать писателем. Если такого желания
нет — вы дилетант, и даже не пытайтесь браться за перо. Кто такой
писатель? Это не просто человек, который прочел книжку по сочинительству
и тут же принялся стучать на машинке. Что вы поставите первым пунктом в
списке качеств, которыми должен обладать писатель? Высшее образование?
Его не было ни у Чарлза Диккенса, ни у Джейн Остин, ни у сестер Бронте,
ни у Даниеля Дефо. Вспомним хотя бы несколько современных писателей,
которым отсутствие университетского диплома ничуть не помешало создать
шедевры. Это Эрнест Хемингуэй, Трумэн Капоте, Дэшил Хэммет, Эмброуз
Бирс, Вилла Катер. А как же талант? Если вы начнете ездить по
литературоведческим симпозиумам и конференциям, вы обнаружите, что в
Америке нет недостатка в талантах. Практически любой, приложив немного
усилий, может придумать оригинальную метафору или написать связное
предложение. Некоторые могут придумать сюжет, не прочитав ни единой
книги по сочинительству. Глянете на их работу, сырую и требующую правки,
— и вздрогнете от радости. «Гениально!» — подумаете вы. Тем не
менее подавляющему большинству людей, обладающих талантом, никогда не
стать писателями. Почему? Им не хватает главного: усидчивости,
настойчивости, самодисциплины. Талант только мешает. Человек думает: раз
он талантлив, писать легче. Это не так, степень таланта не играет роли. Чтобы
написать роман, нужно потратить очень много времени и энергии.
Требуется пожертвовать временем, которое вы обычно проводили с друзьями и
близкими. Редко можно встретить писателя, который играет в гольф,
боулинг или целыми днями сидит у телевизора: Сочинительство — как
наркомания, оно забирает у вас все. В «Искусстве беллетристики»
Уильям Нотт задает риторический вопрос: «Насколько требуется быть
увлеченным?» И сам же дает ответ: «Нужно быть увлеченным настолько,
чтобы с готовностью бросить все усилия на овладение искусством создания
художественного произведения». У большинства из тех, кто мечтает о
писательской стезе, все начинается с грез. Они читают о жизни любимых
авторов: Хемингуэй рыбачил в Мексиканском заливе, Фолкнер развлекался в
Голливуде, пиршества, оргии, наркотики и т. д. Как правило, все эти
россказни сочиняются в отделах по связям с общественностью различных
издательств. Биографы приукрашивают жизнь знаменитостей, они думают, что
так книги будут лучше расходиться. Если хотите почитать сказки —
возьмите любую биографию, где излагаются «сексуальные пристрастия» Эмили
Дикинсон. Люди пишут и такое. Правда заключается в том, что жизнь большинства писателей скучна и
неинтересна. Львиную долю времени они проводят за работой. Они пишут и
правят, страшась до безумия, что, когда роман выйдет в свет, читатели
сочтут его глупым, банальным или скучным. Иногда писатели ходят на
вечеринки, но даже там они погружены в размышления о работе. Если
писатель не пьян до бесчувствия, он держит рот на замке. Он знает, что
его считают мудрецом. Любую его фразу взвесят, обсудят и переврут. Хотелось
бы донести следующую мысль: в литературном творчестве нет романтики и
шарма. Это тяжкий труд. Вам воздастся, но будет очень трудно. Вы
будете работать в одиночестве. Вам придется напрягать все силы, бороться
с сомнениями. Когда приходит вдохновение, вы пишете страницу за
страницей, словно внутри вас бурлит горная река. Но иногда голова
становится как кирпич и не выдавить ни строчки. Порой, перечитав
написанное, вы думаете, что собака после специальной дрессировки
написала бы лучше. В какой-то момент вам кажется, что вы создали шедевр,
превзошли самые смелые ожидания, вы мчитесь к агенту, а он советует
сменить тему и написать о чем-нибудь другом. |