1. Орг момент.
2. Сказка.
Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни
преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать
баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а
сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в
мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей
помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый,
наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще
не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только
свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не
могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни,
например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я
и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим в конце урока.
3. Теория.
А поможет нам в этом учебник. Упр 180.Схема на доске и в тетради параллельно с чтением теоретического материала в учебнике.
4. Тренировочные упражнения. Упр 183.
Читаем,пробуем выполнить.
Какие парные согл .вы знаете? (б/п, д/т, в/ф, г/к, д/т,з/с)
Это хорошо, что вы их помните, т.к. это вам сейчас поможет. Нам
пришла шифровка, но т.к. это секретное письмо, то понять ничего
невозможно. Я прошу вашей помощи.
Шифровка
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока. Сахар
Итак, на какие же 2 группы делятся согласные?(звонкие/глухие)
Что участвует в образовании звонких согласных? А глухих?
А ещё на какие 2 группы можно поделить согласные? (мягкие/твёрдые).
5. А что-то мы про гласные забыли совсем.
Давайте вспомним и выполним упр 185.(На доске и в
тетради). Задание упражнения определите, какой звук произносится на
месте пропуска. А какую букву нужно писать?[a]рехи- орехи
Каким правилом пользовались ,записывая слова?
6. Димамическая пауза.
А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я
называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный –
мальчики.
Д, О,Б,Р,У,А,К,Т,Э,Л,Н,Ы.
7. Характеристика звуков.
Мы с вами знаем, что прямой связи между значением слова и его
написанием нет, но иногда поэтам удаётся подбором слов с определёнными
звуками добиться «оживления» слов. Давайте послушаем, что мы слышим при
звучании следующих слов.
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит,
Шорох по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши –ши.
-Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.
Какой звук преобладает? Охарактеризуйте.
[Ш]- согласный,глухой,твёрдый.
Т.е. у каждого звука есть своя характеристика и она нам представляется в каком разборе слова?
СТРАНИЦА- разбор у доски и в тетрадях.
8. Итог урока.
Сколько гласных и согласных а слове СТРАНИЦА?
Согласные преобладают. Если записать только гласные буквы, мы сможем догадаться какое это слово?
А если оставим только согласные? Так прав ли был согласный звук из
сказки, что он никому не нужен? Согласные дают большую информацию о
слове.
Отгадайте названия мультфильмов:
Н , п г ди!
Р с л чк .
Л дн к в й п р д Молодцы!
9. Д/З упр 186. |