Пятница, 06.12.2024, 00:57


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Заключительный урок русского языка в 11-м классе

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Урок должен быть творческим, познавательным, философским.
2. Привлечь выпускников, сидя последние дни за школьной партой, задуматься о смысле жизни;
3. Помочь правильно выбрать ценностные ориентиры в жизни.

Оборудование:

  1. Блокноты
  2. Плакаты
  3. Высказывания великих людей о жизни:
  4. - "Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других” (Демократ)
    -"Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна”. (Сенека).
    -"Любовь, любовь, гласит преданье,
    Союз души с душой родной”. (Тютчев)

  5. Правила успеха из книги В. В.Шахиджаняна "Учись говорить Публично”.

- Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

- Помните: безвыходных положений нет, кроме смерти. Никогда не опускайте руки.

- Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему - вам станет значительно лучше.

-Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие люди относились к вам.

-Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами.

-Самое ценное в нашей жизни - здоровье. О нем нужно заботиться.

-Помните: Жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

- Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач - оптимизм.

-Помните: Злиться на других - бесполезное дело.

- Не забывайте о правиле " Тридцатое сентября”. День именин Веры, Надежды, Любови: (вера, надежда, любовь)!

Жить надо радостно. Не так ли?

Времена не выбирают-
В них живут и умирают.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Заканчивается учебный год, заканчиваются ваши школьные годы. Перед вами лежат сотни дорог, которые ждут вас на жизненном пути, а предстоит выбрать одну. Перед вами распахнутся двери в самостоятельную жизнь, в мир, где у вас есть шанс оставить след. Но какой?

Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет.

Над чем задумались, услышав поэтические строки Л. Мартынова?

Итак, сегодня на уроке мы не будем повторять правила правописания слов, не будем писать диктант, а подведем итог всего умного, полезного, что вынесли вы с уроков русского языка. А помогут нам в этом высказывания великих людей, хорошие стихи, ваши размышления, наш жизненный опыт.

Звучит вальс Грибоедова. На фоне музыки читаю стихотворение и наблюдаю выражение лиц учеников.

Вам приходилось хоть раз за беседою
Вдруг различить и узнать в отдаленье,
Как человека,
вальс Грибоедова
И удивиться его появленью?...
Музыки голос… Разве мы ведаем
Как от него мы порою зависим?
Спорим, мудрим…
И вдруг вальс Грибоедова.
Искренней всех человеческих писем
Он обращается к памяти, к совести,
К сердцу прислушайтесь – адрес проверьте
Ясно ли, что одолимы все горести,
Что над любовью не властвовать смерти?
Слышите, как торжествует над бедами
Ваша дорога, ваша тревога?
Вальс Грибоедова, вальс Грибоедова
Как это много!..

-Ваши впечатления об услышанном.

2. Я желаю вам…

Прекрасных и верных друзей…

Поговорим о дружбе.

-Как понимаете слово "дружба”?

(Заглянем в толковый словарь. Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов).

Ученица читает стихотворение.

Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый,
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О дружба, это ты!

Так писал о дружбе учитель А.С. Пушкина поэт В.А. Жуковский.

- Как цените вы дружбу в человеческих отношениях?

Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто зазнается, тот без друзей остается.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Мы с тобой, как рыба с водой.
В дружбе, правда и др.)

Почему об этом чувстве мы заговорили?

(Ответ учащихся).

Вы согласны? Будьте жертвенны, т.е. готовы к самопожертвованию ради кого-то.

(Ответ учащихся)

На партах лежит стихотворение С.Островского "Лесная Быль”.

Жили-были в лесу две елочки,
Одевались они с иголочки,
Натирались смолою душистою,
Утирались травою пушистою,
А на старом крутом пригорке,
Там, где спрятался желудь в норке
Дуб стоял. Бородатый, бурый.
Очень жилистый. Очень хмурый.
И смеялись над дубом елочки,
Распушив смоляные челочки,
И забыли они, что ночью,
Он прикрыл их от смерти. Молча.
Встретив бурю глаза в глаза.

Поговорим о героях стихотворения.

1 строфа посвящена елочкам…

Как описывает их автор?

Как передает свое отношение к ним?

Во 2-ом стихе используются фразеологизм.

В чем необычность его употребления?

(Одеваться с иголочки - во все новое, нарядное, с другой - наряд елочек и есть иголки).

Чем заняты елочки?

Во 2-ой строфе появляется новый герой дуб. Как его описывает автор?

Каких людей можем себе представить, читая это стихотворение?

Над чем заставили задуматься поэтические строки?

Как вы относитесь к героям стихотворения?

-Можем ли о дубе сказать, что он жертвенный (готовый на самопожертвование, самоотверженный).

Я желаю вам…
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Это строки Николая Рубцова.

- Какие отвлеченные имена существительные вы написали бы рядом?

(Совесть, честь, верность, храбрость, мудрость и др.)

-Как понимаете это пожелание Н.Рубцова?

3. Размышляем…

1.Какой путь выберете вы?

"Если только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую”. (М.Горький).

Прочитав слова М.Горького, подумаете, кого из своих знакомых, родственников, друзей, литературных героев вы отнесете ко второй группе?

(Ответы учащихся).

2. Хорошо быть ученым, поэтом, воинам, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком.

- Согласны ли вы с В.Белинским? Докажите.

3. Главным видом труда молодых людей Ломоносов считал учение, постижение наук. Он советовал”Не терять золотое молодых лет время”, а тратить его на воспитание, прилежания, трудолюбие.

-А что считаете вы своим главным делом, своим главным занятием?

4.Для чего читаю строки?

Нужно, чтобы по кому-нибудь
болело сердце…
Как ни странно, а без этого пуста жизнь.

(В.Розанов)

Не правда ли, прекрасная формула любви?

(Ответы учащихся)

Мысленно представьте себя детьми детского возраста. Нарисуйте в блокноте "Солнце” любви и по его лучикам перечислите всех, кого вы любите.

Назовите свои любимые вещи.

4. Итог урока.

Так чем же измеряется жизнь?
Мы все умрем:
Людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след-
Дом иль тропинку,
Дерево иль слово.

Р. Гамзатов.

Мы опять вернулись к слову "След”

Почему?

Что пожелаю вам я?

Считаю, что лучше С.Маршака не скажешь.

Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву-
Все, что дано вам во владенье
Двумя словами: "Я живу”.
Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,
Ни роз, ни пепельниц, ни книг.
И солнце даже не заметит,
Что в глубине каких-то глаз
На этой маленькой планете
Навеки свет его погас.
Осмыслим услышанное, помолчим.

5. Рефлексия

Что полезного взяли для себя с урока?

Что будете ценить в жизни?

Открыв блокноты, запишите заповеди, по которым вы постараетесь построить свою жизнь. В будущем хотя бы изредка заглядывайте в него, как в тайники памяти, и берите что-то полезное, что поможет вам.

В добрый путь!

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (09.04.2012)
Просмотров: 4149 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, орфография, письмо | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0