Цели:
- Обучающая. Повторить сведения о структуре
и языковых особенностях описания помещения;
показать роль описания помещения в
художественном тексте и музыкальном
произведении;
- Развивающая. Закрепить умения работать над
выборочным изложением; работа над развитием речи
учащихся.
- Воспитательная. Воспитывать чувства
милосердия, сострадания, любви к ближнему на
основе произведений искусства.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Повторить сведения о структуре и языковых
особенностях описания помещения.
- Закрепить умения работать над выборочным
изложением.
- Показать роль описания помещения в
художественном тексте и музыкальном
произведении.
- Воспитывать в себе чувства милосердия,
сострадания, любви к ближнему на основе
художественного и музыкального произведений.
3. Вводное слово учителя. Повторение
сведений о структуре и языковых особенностях
описания помещения.
Ребята, сегодня мы продолжаем работу над
описанием помещения. Вы уже описывали школьный
кабинет, свою комнату, а теперь обратимся к
художественному произведению. Для чего писатель
вводит описание помещения? Какую роль играет оно
в раскрытии характеров героев? Сегодня мы
попытаемся ответить на эти вопросы.
Давайте вспомним, как называется описание
помещения? Назовите признаки помещения;
предметы, которые могут в нем находиться; их
местоположение.
Интерьер – это описание помещения
Признаки помещения:
- большая – маленькая, широкая – узкая, светлая –
темная
Предметы, находящиеся в нем:
- окно, стол, стул, кровать
Местоположение предметов:
- справа, слева, в углу, напротив
4. Подготовка к слушанию музыки. Слово
учителя.
Я приглашаю вас совершить путешествие в
таинственное подземелье, где обитают тени
прошлого. Нашим гидом-экскурсоводом будет музыка
Модеста Петровича Мусоргского, он назвал ее
"Катакомбы”. Знаете ли вы, что это такое?
КАТАКОМБЫ (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные
гробницы, которые сооружали язычники, иудеи,
христиане и сарацины; они состояли из коридоров и
камер (крипт) для погребения.
Музыкальная картина "Катакомбы” написана
композитором после того, как он побывал на
посмертной выставке рисунков своего друга
художника Виктора Карловича Гартмана. Акварель
"Парижские катакомбы” изображала подземное
сооружение, древнюю усыпальницу, которую
осматривал художник.
При свете фонаря тьма в этом пустынном
подземелье расступается, и перед глазами
изумленных посетителей возникают ровные колонны
из останков умерших. Пламя свечи выхватывает
скорбную латинскую надпись – "С мертвыми на
мертвом языке”. Кажется, что сейчас зазвучат
тихие скорбные голоса обитателей подземного
царства, появятся их легкие тени и зритель увидит
волнующую историю из жизни древних римлян,
узнает причину их гибели.
Искусствоведы считают, что в этом "музыкальном
интерьере” Мусоргского воплощено не только
впечатление от мрачного обиталища душ умерших,
но и борьба света и мрака, жизни и смерти,
человечности и жестокости, горечи утраты и
светлой печали. Композитор напоминает
слушателям о том, что радость и горе постоянно
живут рядом с человеком.
В пьесе переплетаются сурово-торжественные,
тяжелые аккорды и светлые призывные интонации,
напоминающие восклицания человека. В финале
возникает горестная тишина – скорбь побеждает.
5. Обсуждение музыкальных впечатлений.
Языковая подготовка.
- Соответствует ли настроение музыки тому, о
котором я рассказала?
- Что вы представили себе, вспомнили, когда
слушали пьесу?
- В каком похожем помещении вы уже бывали?
- Вспомните, что рассказал о подземелье
В.Г.Короленко. Какие чувства оно вызывает у
читателей? Почему?
6. Чтение 5 главы "Среди серых камней”.
7. Беседа по главе.
- Восстановите последовательность событий,
переданных в этой главе.
- Почему Валек не сразу пошел с сыном судьи
Васей на гору, зачем он остался в городе?
- Чем объяснить, что Валек решил провести Васю в
подземелье?
- Перечитайте описание подземелья (Он раздвинул
кусты жимолости...)
8. Разбор описания.
- Перечитайте описание входа, укажите опорные
слова.
- Прочитайте предложение, в котором заключена
основная мысль описания подземелья? Какое слово
является главным? (Пораженный – почему не
удивленный?)
- Что поразило мальчика? Назовите предметы
изображения.
9. Перечитайте описание Маруси.
- Почему сначала дается описание подземелья, а
уже потом описание девочки? (На фоне этого
подземелья вид девочки, перебирающей цветы, -
невиданное, странное зрелище)
- Как падала струя света на ее белокурую голову?
- Как выделялась она на фоне серых камней?
- Что происходило, когда пробегали облака над
окном?
- Как заканчивается описание Маруси?
10. Лексико-орфографическая работа.
Слабо выд..лялась на фоне серо..о камня
стра(н,нн)ым и маленьким тума(н,нн)ым пятнышком;
вот-вот расплывет(?)ся и и(с,з)чезнет; стены т..нули
в темн..те; ж..сткими х..лодными камнями; смыкаясь
кре..кими об..ятиями; крохотная ф..гурка девоч(?)ки
11. Прочитайте последний абзац главы.
- Почему мальчик решил сразу уйти?
- Что можно сказать о Васе по этим словам? (Это
такой мальчик, который чужую боль и страдание
других переносит как свое собственное горе)
- Для чего же писатель Короленко вводит в свое
повествование описание подземелья? Объясните
название главы.
12. Давайте рассмотрим иллюстрацию к
повести "Дети подземелья” и послушаем пьесу
Мусоргского "Катакомбы”. Соответствует ли
настроение пьесы содержанию иллюстрации?
- Что вы представили, когда звучали
сурово-торжественные интонации? Когда с ними
переплетались светлые звуки, чей образ вам
представлялся?
- Какой вывод мы можем сделать?
13. Составление плана описания помещения.
- Из скольких частей состоит описание
подземелья? Назовите их.
- Какие из частей можно разделить на подпункты?
- Самостоятельно составьте сложный план.
14. Сравнение составленных планов с планом
учителя.
План
1. Вход в подземелье.
2. Невиданное зрелище:
а). две струи света;
б). два окна;
в). стены, сложенные из камня;
г). каменные дуги широких колонн.
3. Маруся:
а). Маленькое туманное пятнышко;
б).что происходило, когда набегали облака?
в). Какие слова Валека вспомнил Вася?
4. С какой целью В.Г.Короленко вводит описание
подземелья в свое повествование?
5. Почему глава называется "Среди серых
камней”?
15. Самостоятельное чтение учащимися
описания подземелья.
16. Написание выборочного изложения.
17. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: роль
художественного описания помещения в ... (на
примере одного из произведений) |