Цели урока. Познавательные: -совместно с учащимися открыть признаки определения - одного из видов второстепенных членов предложения. Практические: -разработать алгоритм нахождения определения в предложении; -начать развитие умения находить определение в предложении, ставить к ним вопросы; -начать развитие умения графически обозначать определения.
Ход урока. 1.Оргмомент. II.Диктант с грамматическим заданием. 1.Вечерний лес еще не спит. 2.Чернеют прибрежные ивы. 3.Вокруг прудов кусты в пушистых полушубках. 4.Меж высоких и прямых столбов сто ворот зовут под хвойный кров. Задание: -найти и графически обозначить главные члены предложения; -поставить вопросы к второстепенным членам третьего предложения. К какому из названных второстепенных членов можно поставить вопрос каких? III.Введение нового материала. 1.Чтение вслух текста упр.230. 2.Проведение беседы по тексту с использованием вопросов и заданий к упр.230. -Есть ли в тексте описание каких-либо предметов? Каких? -Какие слова помогают описать эти предметы? -На какой вопрос эти слова отвечают? -Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими? -Выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы, по образцу: стебелечекх тоненький. -Как бы вы назвали слова-члены предложения, которые обозначают признак предмета, определяют этот признак? -Какой частью речи они выражены? 3.Учащиеся самостоятельно формулируют вывод: определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? и выражен именем прилагательным. Запись темы: Второстепенные члены предложения. Определение. 4.Анализ текста в рамке. -Чтение текста одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника. Приведение собственных примеров. -Ответы на вопросы: 1) Есть ли в тексте новая для вас информация 2) Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая предложена в учебнике? IV. Развитие учебно-языковых умений. 1.Работа над материалами в упр. 231. с целью выработки алгоритма нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения. -Чтение текста вслух. -Самостоятельная выработка алгоритма нахождения определения в предложении: а) Найду в предложении слова, которые обозначают предмет. б) Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей? в) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. г) Если есть, значит, это определение. -Списывание текста. Развитие умения находить и графически обозначать определения по алгоритму. 2, Выполнение упражнений. 1) Упр.232. Распространение предложений определениями. Выделение определений с опорой на алгоритм. Выписывание определений по образцу, их графическое обозначение. 2) Диктант с грамматическим заданием. 1. Поздней осенью поля опять зеленеют. 2. Наверху слышен журавлиный крик. 3. Снежные горы похожи на волны. 4. Над долиной спустились темные тучи. Задание: найдите и графически обозначьте определения. 3) Творческое задание. Сочинение- миниатюра (описание цветка) по опорным словам по материалу иупр.233 V. Подведение итогов урока. -Какую новую информацию получили, работая на уроке? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным? - Назовите ключевые слова темы. VI. Домашнее задание. 1. Вспомнить все, что известно об определении (кн.1, стр.124) 2. Упр. ...
|