обучающая:
- ознакомить уч-ся с видами предложений по цели
высказывания;
- учить распознавать предложения по цели
высказывания;
- интонационно правильно произносить
повествовательные и побудительные предложения;
- использовать побудительные предложения с
учётом речевой ситуации.
воспитывающая:
- на материале урока воспитывать бережное,
заботливое отношение к природе;
- помогать друг другу в учёбе;
развивающая:
- развивать умение правильно строить;
- повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения;
- использовать эти предложения в своей речи.
Ход урока
1) Проверка домашнего задания.
1-я группа проверяет упр. 135 (1) по доске.
Проверяют каждое предложение.
Вопросы:
- Проверьте, как вы написали слова тишина,
розовеет, горизонт. Найдите в тесте слова с
предлогами, проверьте, как вы их написали.
- Прочитайте предложения, которые
соответствуют схемам.
2-я группа проверяет упр. 136 по листкам для
самопроверки, при этом ученики меняются своими
тетрадями, так как проверять другого гораздо
интереснее и работа идёт более результативно.
Эти листки нужно заранее распечатать каждому
ученику.
Вопрос всему классу (не нужно демонстративно
проводить разделение класса на разноуровневые
группы, иногда дети из слабых групп оказываются
сообразительнее, чем дети сильной группы):
- Найдите в упражнениях домашней работы и
прочитайте предложение с одним главным членом.
Теперь тетради с домашней работой положим на
край стола.
2) Фронтальный опрос.
- Ребята, как связываются слова в предложении?
(Грамматически)
- Из скольких главных членов может состоять
грамматическая основа предложения? (Из двух или
одного). Приведите примеры.
- Какие знаки препинания стоят в конце
предложения? (!, ?, .)
3) Новый материал.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую
большую тему мы с вами изучаем?
- С чем мы уже познакомились?
- А сегодня мы продолжаем дальше говорить о
предложениях, мы узнаем о новой характеристике
предложений.
- Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте
название параграфа № 28. Это и есть тема нашего
урока на сегодня. Запишите её в тетрадь.
Подчеркните.
- Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете
слова цель высказывания? (С какой целью мы
говорим это предложение, для чего)
- А где же можно узнать о том, как разделяются
предложения по цели высказывания? (В учебнике)
- Какой значок поможет нам найти устный
материал? (Оранжевая черта)
- Найдите и прочитайте параграф. (Жужжащее
чтение)
- Лучше разобраться в материале нам поможет
компьютер, но и вы должны будете работать.
Презентация. Приложение № 3.
- Итак, мы узнали, что предложения разделяются
по цели высказывания.
- С какими предложениями по цели высказывания
мы познакомились? (Пов., побуд., вопрос.)
Зарядка для глаз. (Смотрим влево, смотрим
вправо, вверх – вниз, пол-оборота по кругу влево;
всё заново, только пол-оборота по кругу вправо)
4) - У вас на столе лежат листочки с текстом.
Послушайте его внимательно, следите за мной.
(Чтение текста).
- О чём просят нас в тексте? А у вас есть дома
кормушки?
- Определим тему текста (природа, птицы).
- Основная мысль (нужно заботиться о птицах
зимой, сделать им кормушки).
- Подумайте, какой заголовок подойдёт к этому
тексту? (Покормите птиц, Наши соседи, Птицы).
- Запишите его в тетрадь.
- Прочитайте мне предложение, в котором
содержится просьба.
- Как называются такие предложения?
(Побудительные)
Задания по группам.
1-я группа записывает это предложение в тетрадь.
2-я группа придумывает свое предложение
(просьба о бережном отношении к природе).
Все вместе находим грамматическую основу в
обоих этих предложениях.
- Подумайте, как же нужно читать такие
предложения? (С побудительной интонацией).
Давайте прочитаем предложения.
- Чем отличаются такие предложения от всех
других? (Содержат просьбу)
- Посмотрите внимательно на слова в этом
предложении. Какие орфограммы вы здесь видите?
Как проверить безударные гласные, как пишутся
слова с предлогами, обозначьте приставки в
словах сделайте, перезимовать.
- Какие ещё предложения мы увидели в тексте?
(Пов., вопрос., воскл.)
Давайте их найдем.
1-я группа записывает вопросительное
предложение.
2-я группа – повествовательное.
- Найдём грамматическую основу в каждом. 1-я гр.
находит основу на листке повест. предложения, а
2-я гр. – вопросительного.
- Прочитаем эти предложения (напоминаю об
интонации).
Ф И З М И Н У Т К А .
Физминутка подойдёт любая, направленная на
позвоночник: скручивание, растягивание,
сгибание. Ребята сидели, поэтому страдает, прежде
всего, позвоночник.
Продолжаем урок.
Работа по новой теме урока.
- Вы уже обратили внимание, что в тексте есть
восклицательные предложения. Прочитайте их.
- Попробуем определить, какое это предложения
по цели высказывания? (Повествовательное)
- Заполним таблицу, которая лежит у вас на парте.
Этой таблицей мы будем пользоваться на других
уроках.
- Мы говорили сегодня с вами о том, что нужно
помогать птицам, сделать для них кормушки. А
разве только птицы нуждаются в помощи?
Придумайте предложения, в которых содержится
просьба беречь цветы, лес, животных (одно из
предложений записать, найти грамматическую
основу, прочитать, соблюдая интонацию).
- Придумать повествовательные и вопросительные
предложения, записать одно из них, найти
грамматическую основу, прочитать. (Предложения
должны быть о природе)
- С помощью текста о птицах мы познакомились с
разными видами предложений. Назовите эти
предложения.
5) Домашнее задание.
- Закрыть тетради, открыть дневники: параграф 28
или таблица помогут повторить материал урока;
1-я группа упр. 139, внимательно прочитать
задание, разобрать (прочитать так, как требует
учебник, найти слово с приставкой, записать,
обозначить приставку).
2-я группа упр. 141 или составить текст по образцу
(о бережном отношении к лесным цветам, речке,
деревьям и т.д.). |