Задачи:
Образовательная:
во время урока учащиеся должны прийти к выводу,
что в русском языке есть существительные
множественного числа, проследить исторические
изменения, в результате которых в языке
образовалась форма множественного числа.
Развивающая: в ходе занятий дети должны
обогащать свой словарный запас новыми словами,
работать над орфоэпическими нормами, учиться
правильно употреблять в речи новые слова,
развивать свою зрительную и слуховую память и
уметь применять практике полученные знания.
Воспитывающая: воспитывать интерес к
богатству русского языка, его культурным
ценностям.
Ход урока
- Организационный момент.
Постановка перед учащимися учебных задач.
2. Повторение изученного материала на
предыдущих уроках.
1) Словарный диктант с самопроверкой.
(приложение)
Предложение, заросли, прилагательное, растение,
выращенный, сложение, росток, цирк, акация,
цыплёнок, шёл, шоколад, чёрный, крыжовник.
После диктанта составить одно предложение.
2) Словарно-орфографическая работа. (приложение)
Консервы (лат.) кон – "со”
серво – "хранить”.
Макароны, макаронный, ворота, чернила.
3) Орфографическая пятиминутка.
а) Пронёсся по (каким?) лесным (лес) зарослям
вихрь, и закружились над (чем?) поляной (поле)
сорванные листья.
б) Образовать множественное число имён
существительных.
Апельсин, крыло, килограмм, стол, дождь, яблоко,
стул, дыня, вишня. (приложение)
Физкультминутка.
- Усвоение нового материала.
1) Показываем детям одни ножницы, несколько
ножниц очки, ворота
В ходе беседы дети приходят к выводу:
И один предмет, и много этих же предметов
называются одним словом.
а) обозначают парные и составные предметы –
очки, ножницы, ворота.
б) игры, действия, процессы – выборы,
переговоры, именины.
в) вещественные существительные – очистки,
консервы, чернила.
г) отрезки времени – каникулы, сутки, сумерки.
д) собственные имена существительные – Альпы,
Карпаты, газета "Известия”.(приложение)
3акрепление изученного материала.
2) Из упражнения № 493 выписываем
существительные только мн. ч. ворота, заморозки,
похороны, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.
2) Зрительный диктант. (приложение) Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод. 3) Изложение-миниатюра. (приложение) Каникулы
В древности каникулой называли самую яркую
звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется
на небе в разгар лета. В это время школьникам и
студентам давали передышку. А эти дни стали
называть каникулами.
(Каникула – Сириус, звезда первой величины)
- Зачитываем вслух 2-3 изложения.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются эти существительные от других
слов?
- Что они обозначают?
- Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание. Упражнение №494 (всем).
Объяснить происхождение слов чернила, сутки,
сумерки (индивидуально по желанию) |